56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
Этносы как исторически сложившиеся устойчивые группы людей существуют на протяжении всей истории человечества. Об этническом разнообразии населения современного мира свидетельствует тот факт, что ныне, по оценкам исследователей, насчитывается 3—4 тысячи народов, а из них более трехсот имеют численность свыше одного миллиона человек.
Род и племя явились первыми в истории человечества формами этнической общности. С переходом к классовому строю кровнородственные объединения уступают место народности. Это более многочисленная, но все еще относительно неустойчивая форма общности людей характеризуется длительным совместным проживанием на одной территории, единым языком, элементами общей культуры и психического склада.
Основой генезиса наций из народностей явились ликвидация феодальной раздробленности, упрочение капиталистических экономических связей и возникновение единого внутреннего рынка. Нации присущи те признаки, что и народности, но они характеризуются большей степенью интенсивности, развитости, целостности. Важным условием консолидации нации являются формирование и развитие национального самосознания.
Бытие наций в современном мире неоднозначно. Так, большинство наций Западной и Центральной Европы реализовали стремление к созданию своих национальных государств. Ныне интенсивно нарастают интеграционные процессы, особенно в экономике. Одновременно усиливается стремление европейских народов к сохранению своего языка, национальной культуры, самобытности.
Опыт народов Европы и других показывает, что нация раскрывает все свои потенции только создав национальное государство. Так же поучителен и опыт распада в XX в. многонациональных государств: Австро-Венгрии, Британской империи, Югославии, СССР. Европейский тип интеграции возможен между демократическими национальными государствами, а не между ассимилируемыми безликими массами населения и территориями.
Нации являются творцами и носителями языка, основного средства социальной коммуникации. Национальный язык выполняет системообразующую функцию в отношении сплочения всех социальных групп и слоев в ареале своего функционирования. Многообразие национальных языков составляет духовное богатство человечества. Никакой единый язык не в состоянии воплотить в себе все многообразное богатство национальных языков и их возможности в многомерном отражении действительности. Никакой единый язык не способен унифицированно передать новым поколениям разнообразие культурного наследия человечества как результата духовной деятельности и уникального исторического опыта каждого из народов.
Как видно, роль наций в историческом процессе наиболее полно проявляется в национальных движениях по созданию национальных государств, в результативности их деятельности, в развитии национальной культуры и национального языка как составных духовного богатства человечества.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.