logo search
Филос / Лекц комплекс

15.2 Философия глобальных проблем

С 70-х годов XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем. Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания все же ставит человека, его настоящее и будущее.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли deus ex machina — внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали изначально и были актуальны во все времена. Другие - как, например, экологические, - появились позже, в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально они касались какой-то отдельной страны, народа, т.е. были региональными, затем превратились в глобальные.

При определении глобальных проблем одним из важнейших критериев является количественный — геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее регион в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств.

Широко используется также качественный критерий, когда учитывается следующие характеристики: - во-первых, проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности; во-вторых, они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации; в-третьих, когда для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты; в-четвертых, когда нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям

Всем глобальным проблемам общественного развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится в статичном состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых из глобальных проблем, они становятся локальными или исчезают вообще (показателен пример с заболеванием оспой, которая, будучи в прошлом действительно глобальной проблемой, практически исчезла сегодня). Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем.

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом — представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. Она появилась в конце 60-х годов прошлого века, возглавил ее крупный итальянский предприниматель и экономист А.Печчеи (1908—1984). В своей книге «Человеческие качества» он определил сложившуюся в мире к началу 70-х годов экологическую ситуацию как кризисную. Печчеи подчеркивал, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, и это уже оборачивается экологической катастрофой. Взращивая все более свой ненасытный аппетит потребления, человек совершенно не задумывается о последствиях.

«Римский клуб» предупреждает, что искусственный мир, создаваемый человеком, все более теснит природу. Но размеры нашей планеты небесконечны, а значит и человеческая экспансия в отношении природы должна иметь границы.

Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе. Он способствует формированию нового, ценностного отношения человека к природе.

Список рекомендуемой литературы

Основная

Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. М., 1999.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994–1997. Т. 1–4.

Рассел Б. История западной филосфии. М., 1993. Т. 1–2.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

Философия XX века. Учебное пособие. М., 1997.

Балашов Л. Е.Философия: Учебник. М., 2003.

Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций — М.: ИНФРА-М, 2000.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник. - М.: Гардарики, 2007.

Дополнительная

К теме 1 Философия: предмет, функции и многообразие

Вольф Р. П. О философии. М., 1996.

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.

К теме 2 Философия Древнего Востока

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1999.

Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

К теме 3 Античная философия

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1968.

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

К теме 4 Средневековая европейская христианская философия

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Колпстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

К теме 5 Арабо-мусульманская средневековая философия

Восток. Философские традиции Индии, Китая и мира ислама//История философии: Запад-Россия-Восток. Книга первая: философия древности и средневековья. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Москва: "Греко-латинский кабинет", 1995.

Восточные традиции и современность // История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья. Москва: "Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998.

Предисловие, Философия древнего Востока и Философия зарубежного Востока ХХ века // История восточной философии. Учебное пособие. Москва: ИФРАН, 1998.

К теме 6 Философия эпохи Возрождения

Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

Горфункель. Философия. Эпохи Возрождения. СПб., 1991.

Рутенбург В. И. Титаны возрождения. СПб., 1991.

Философия эпохи Возрождения и реформации: Хрестоматия. СПб., 1996. Кн. 2.

К теме 7 Философия Нового времени

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Ильин В. В. Философия Нового времени. СПб., 1993.

Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII вв. М., 1999.

Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

К теме 8 Западноевропейская философия конца XVIII-XIX веков.

Асмус В. Ф. Кант. М., 1975.

Библер В. С. Кант — Галилей — Кант. М., 1991.

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.

К теме 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков

Галактионов А. А. Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX–XIX вв. М., 1989.

Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

Зеньковский В. В. История русской философии. СПб., 1991. Т. 1–2.