5. Особенности средневековой философской мысли.
В средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, служанкой богословия. Она сохраняет относительную независимость от религии только в арабских странах, где в силу исторических условий развивается рациональное содержание античной философии, в частности позитивные стороны учения Аристотеля. В отличие от Европы, переживавшей в конце I тыс. н. э. упадок в экономическом и научном отношении, в мусульманском мире. охватывавшем после завоевании арабов в VII о. н. э. огромную территорию от Индии до Атлантики, происходит подъем производительных сил, науки и культуры, значительное оживление торговли.
Арабская культура, унаследовав достижения античной науки и философии, в свою очередь оказала большое влияние на западноевропейское: научно-теоретическое мышление. Мусульманские ученые наиболее известны как врачи, астрономы, математики, химики и т. д. Выдающийся математик и астроном аль-Би-руни (X - XI вв.) с большой точностью определил удельные веса твердых и жидких тел, описал опыты по взвешиванию воздуха, наблюдения явлений капиллярност. Расцвет арабской культуры и науки на рубеже I — II тыс. отразился и в философии.
На мусульманском Востоке, в Средней Азии, философия в это время получает свое развитие в трудах выдающегося врача средневековья Ибн Сины (Авиценны) (X - XI вв.). На Западе, на территории арабских государств, в Испании и Северной Африке философия развивается в трудах выдающегося мыслителя Ибн Рушда (Аверроэса) (XII в.).
Будучи выдающимся естествоиспытателем, Авиценна в философских идеях исходит из объективного существования движущейся материи и возможности её познания человеком. Он подчеркивал важность опытного знания для правильного понимания действительности, хотя столь же высоко ценил и роль теоретических обобщений в науке.
Большое влияние на средневековую, в частности западноевропейскую, философию оказал Аверроэс. Он развивает материалистические идеи аристотелизма, всесторонне обосновывает учение о первичности несотворимой, вечной, материальной субстанции, ее движении и познаваемости. Стремясь освободить научное познание от религиозных догм, Аверроэс обосновывает концепцию так называемой „двойственной истины", согласно которой истины разума не могут противоречить истинам „священных" книг: они находятся в разных плоскостях. Эта концепция оказала большое влияние на философскую жизнь в Западной Европе.
Основной формой философии в средневековой Европе стала схоластика (от греч. „схола" — школа), широко преподававшаяся в школах, а затем и университетах. Своими наукообразными рассуждениями и аргументами схоластика стремилась обосновать содержание библейских догм, согласовать религию с достижениями античной философии. Вместе с тем она способствовала развитию формальной логики.
В противоборстве номинализма и реализма, характерном для средневековой философии, выступает поставленная еще Платоном и Аристотелем проблема о взаимоотношении общего и отдельного, понятия и вещи. Вслед за Платоном реалисты полагали, что общие понятия (универсалии) существуют реально и отдельно от единичных вещей. Более того, универсалии предшествуют бытию вещей, и в этом случае объективно существующие универсалии представляют собой мир „божественных" мыслей пред актом творения. Номиналисты же, опираясь на принципы Аристотеля, исходили из реальности отдельных вещей. Односторонне подходя к данной проблеме, они считали, что общие понятия являются только названиями предметов, что им нет ничего соответствующего в самих вещах.
Реализм служил теоретической основой религиозной ортодоксии. Однако под воздействием роста городов, различных ремесел, торговли, распространения аверроизма все острее становилась потребность в исследовании природы, свободном от религиозного догматизма. Это вело к укреплению и дальнейшему развитию материалистической мысли в средневековой философии.
Известный мыслитель средневековья Р. Бэкон (XJII в.) — родоначальник эксперимента и опыта в научном познании, .обосновывает положение о том, что универсалии существуют в отдельном и через отдельное. Он не только отвергает реализм, но и идет дальше номиналистов в понимании диалектической взаимосвязи отдельного и общего.
Насущные потребности производственной практики, достижения мусульманской науки и культуры, ставшие известными в Европе в результате крестовых походов, вызвали там ,в XI-XIII вв. значительное оживление научной деятельности. Открываются и приобретают широкую известность университеты в Париже, Болонье, Падуе, Риме, Оксфорде и т. д. Большое развитие получила заимствованная у арабов наряду с другими научными достижениями алхимия. Она способствовала умножению сведений о многих химических соединениях, создавая предпосылки для возникновения в будущем химии как науки. Подъем науки порождал свободомыслие и скептицизм в отношении религиозных догм. С целью преодоления нарастающих антирелигиозных тенденций, подрывающих позиции церкви, теолог и богослов Фома Аквинский (XIII в.) в своей Философии (томизм) предпринимает попытку обосновать единство, союз религии и науки.
Как величайший систематизатор средневековой схоластики Фома Аквинский реформирует проблему связи религии и науки. Он настаивает на различении в рамках реализма трех ситуаций — существование универсалий до единичной вещи, в единстве с данной вещью и после ее существования. Это — значительный шаг вперед по сравнению с платонизмом. Напротив, номиналист Росцелин (XI— XII вв.) отвергает существование универсалий вне разума человека. А поскольку это фактически было равносильно материалистическому утверждению о примате материи, номинализм Росцелина еще на Суассонском соборе в 1092 г. был осужден.
Эпоха позднего средневековья (XIV-XVI вв.) завершается формированием нового мироощущения и мировосприятия действительности человеком, что знаменует начало возрождения материалистических идей античности и приводит в конечном итоге к возникновению идеологии гуманизма с ее апологией человеческого разума, человеческой личности, секуляризацией научного знания. Этот период завершается сожжением Дж. Бруно в 1600 г. Именно этим годом датируют начало новой науки. Бруно своей глубоко научной идеей о бесконечности звездных миров и Вселенной поставил под сомнение мировоззренческий авторитет христианской религии. Вопреки аристотелевско-схоластическому утверждению, освященному христианской церковью, Бруно считал совершенно естественным движение как результат внутренней природы вещей, а не божественного первотолчка.
Гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса) в Белоруссии проявился прежде всего в многогранной деятельности Фр. Скорины (И90-1551), С. Буйного (1530-1593), что сыграло огромную роль в развитии славянской культуры и становлении национально-патриотического самосознания белорусского народа.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.