logo search
вариант 1

1. Концепции познания в истории философии.

Гносеология (теория познания) предлагает решение проблем: в чем заклю­чается источник знания, каковы способы получения знания, каковы кри­терии установления его истинности. В истории философии было предложе­но несколько концепций в гносеологии: концепция врожденных идей, концепция откровения божества и концепция отражения объективного мира (материализм).

Сократ, а вслед за ним Платон предложили концеп­цию врожденных идей и воспоминания. Платон говорил, что душа человека до внесения ее в телесную оболочку находится в мире идей, обладает знани­ем идей и нижележащего мира, на который она взирает «сверху» из мира идей, а то, что затем считается познанием человека, — «воспоминание» того, что душа знает и что было как бы затемнено при связи души с телом. В по­следующих модификациях концепции врожденных идей также утверждалось происхождение знаний из нематериального источника.

В религиозно-идеалистической философии утверждалось, что фунда­ментальные знания имеют своим источником откровение Божества. Напри­мер, Кьеркегор говорил, что переход от незнания к знанию — некое просвет­ление, благодаря Богу открывается человеку «вечное знание».

В отличие от идеализма и агностицизма материализм в гносеологии ис­ходит из утверждения существования объективного мира как источника знания и отражения этого мира в сознании человека в субъективных об­разах. Эти образы являются копиями объектов материального мира.

Хотя материализм в целом исходит из принципа отражения, есть сущест­венные различия в понимании процесса познания между метафизическим и диалектическим материализмом. Эти различия заключаются, прежде всего, в понимании базисных категорий гносеологии — субъекта и объекта и отно­шения между ними (субъектно-объектного отношения).

Метафизический материализм был материализмом созерцательным: процесс познания понимался как результат действия активного объекта на пассивно созерцающего субъекта. Далее, субъект познания брался абстракт­но, без учета конкретной социальной среды, исторических условий, в кото­рых он находится. Наконец, объект и субъект познания и субъектно-объект­ное отношение рассматривались узко, только в гносеологическом плане.