logo search
uch_filosofiya_uchebnik_tom1 / Философия

Лекция 2. Фрэнсис бэкон. Культура как "вторая природа" план

1. Экспериментально-индуктивный метод Ф. Бэкона.

2. Натуралистические концепции культуры.

3. Общие итоги подготовительного периода.

Методологические замыслы и эмпиристские ориентации философии Возрождения получили зрелое выражение в конце подготовительного периода в творчестве Ф. Бэкона. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) родился в Лондоне, изучал философию и теологию в Кембридже, был на дипломатической службе в Париже, в 1595г. стал членом английского парламента; в 1613г. - генеральный прокуратор Англии, в 1618г. - лорд-канцлер, в 1621г. обвинён во взяточничестве, лишён всех регалий и заключён в тюрьму, но вскоре освобожден, после чего устранился от государственной деятельности, целиком посвятив остаток жизни философии. Основные труды Бэкона: "Опыты или наставления нравственные и политические", 1597, "Новый Органон",1620, "О достоинстве и приумножении наук",1623. Две последние работы являются первой и второй частями "Великого восстановления наук", третью, завершающую часть которого Бэкон оставил в набросках. Из других работ упомянем "О мудрости древних", "Историю Генриха VII" и "Новую Атлантиду", посвящённую изображению утопически-идеального общества. Хотя Бэкон считал свою эмпирическую теорию переворотом в науке, фактически он следует многовековой "оксфордской" традиции, выдающимся представителем которой, кстати, был в XIIIв. его знаменитый однофамилец Роджер Бэкон. Будучи в средние века лишь побочным явлением, эмпиризм становится весьма влиятелен в эпоху Возрождения (роль опыта у Леонардо да Винчи),но методологию эмпиризма действительно разработал Ф. Бэкон.

Взгляды Ф. Бэкона.

Классификация наук. Подготовительным этапом к "великому восстановлению наук" была у Бэкона их классификация, опиравшаяся на психологическое основание. Соответственно трем способностям души Бэкон разделил науки на три группы: памяти соответствует история, воображению –поэзия, разуму - наука в узком смысле слова, или философия. История - это любое описание единичных фактов, относящихся к природе (естественная история) и к человеку (социальная история). Философия-это любое общее познание, а потому в её предмет входит познание и природы, и человека, и Бога. Науку об основных понятиях и суждениях Бэкон называет "первой философией”. Предмет науки о Боге ограничен, ибо истины откровения, будучи объектом веры, лежат вне сферы философии. Философия природы разделяется Бэконом на спекулятивную и прикладную: первая познаёт законы, вторая их применяет. По другим основаниям философия природы подразделяется на физику и метафизику: первая исследует возникновение и строение вещей; вторая - их сущность ("форму" - в терминологии Бэкона) и цель. Рядоположность "прикладной" науки со спекулятивной, а физики с метафизикой можно считать отражением духа нового времени в предложенной Бэконом классификации наук. Философию человека Бэкон подразделяет на антропологию и политику: первая трактует о человеческих индивидах, вторая - об обществах. Предмет антропологии - тело человека и его душа, при этом наука о душе связана с логикой как наукой о мышлении, познающей истину, и с этикой как наукой о воле, направленной к благу.

Практические цели науки. Бэкон - в противоположность традиционному идеалу спекулятивного знания ради знания - видит в нём, прежде всего, средство для достижения практических целей: знание - это не только стремление к истине, но прежде всего - сила, позволяющая человеку победить природу и обеспечить господство над нею. Знание не изолировано, оно включено в активно-преобразовательную деятельность человека и культуры в целом (термин "интеллектуальная культура” изобретен Бэконом). Цель науки в том, чтобы с помощью новых открытий и изобретений сделать жизнь человека удобной и приятной, что показано Бэконом в его социальной утопии "Новая Атлантида". При таком подходе главенствующей у Бэкона оказалась прикладная наука, или техника, что было принципиально новым после длительного культа чистого знания, ибо подобным образом понимали науку только древнегреческие софисты. Если наука имеет практическую цель, то и способ получения научного знания должен носить практический характер: созерцательное знание и книжная учёность не эффективны, когда речь идет о победе над природою, а не над соперником в диспуте. Необходимо не рассматривать, а "анатомировать" природу, изучение которой возможно на путях эксперимента, а не размышления и созерцания.

Эмпирический метод науки. Вся предшествовавшая наука бесполезна, будучи неспособной дать человеку господство над природою, а потому нужно отбросить традиции и эрудицию и всё начинать заново, то есть закладывать фундамент новой науки. Самым бесполезным Бэкон считал главное логическое оружие старой науки - аристотелевский силлогизм. Необходимо изменить сам путь исследования, то есть метод науки, и исходить не из принципов, а из опыта, а потому все надежды Бэкон возлагает на "добросовестную индукцию". Прежнему аристотелевско-схоластическому методу силлогизма Бэкон противопоставил свой метод индукции, заменив "Органон" Аристотеля своим "Новым Органоном". Наука должна выбрать один из двух методов: а) традиционный, когда от чувственных данных она сразу перескакивает к самым общим принципам, дедуцируя затем из них менее общие суждения; порочность этого метода в том, что он не интерпретирует, а предугадывает факты; б) новый метод последовательного обобщения чувственных данных, при следовании которому человеческому уму нужны не крылья, а грузила. Последовательные обобщения приводят к суждениям средней степени общности, которые в науке наиболее плодотворны. Такое постепенное обобщение и есть индукция как истинный метод науки. Называя индукцию истинным методом науки, Бэкон при этом вовсе не был сторонником сенсуализма в познании: разум столь же необходим в науке, как и чувства, ибо сами по себе и разум, и чувства не дают правильного отражения природы вещи, примешивая к ней свою природу. Это несовершенство познавательных способностей ставит перед учением о методе двойную задачу: а) сначала выявить и устранить источники заблуждений; б) затем указать позитивные средства получения опытных данных.

Учение о призраках (идолах) ума. Бэкон выделяет четыре вида призраков, являющихся причинами заблуждений: а) Призраки рода, обусловленные самой природой человека, а потому присущие всем людям (склонность к антропоморфному и финалистскому пониманию явлений, к абстрагированию, к поиску общих законов, царящих во Вселенной и т.п.); б) Призраки пещеры (названные так по аналогии с мифом о пещере в "Государстве" Платона) - это индивидуальные заблуждения человека, обусловленные воспитанием, окружением, субъективными предпочтениями, в) Призраки площади, связанные с языком, слова которого часто не имеют соответствия в реальности, затемняют смысл понятий своей неточностью и многозначностью; г) Призраки театра - это понятия и ошибки, присущие старой философии (как рационалистам типа Аристотеля, так и мистикам и эмпиристам), а под её влиянием - и ученым-естествоиспытателям типа Кеплера и Галилея.

Бэконовская теория индукции. Только после устранения заблуждений ума позитивная часть методологии может дать ожидаемые результаты. Правильный метод восполняет несовершенство человеческого ума: эксперимент нивелирует изъяны чувств, а эмпирическая индукция – изъяны рассудка. Эксперимент и индукция - таковы две опоры научного метода. Эксперимент служит установлению фактов, индукция - их обобщению; эксперимент в науке приходит на смену случайному сбору фактов, индукция - на смену силлогизму. Но сам по себе эксперимент, будучи основой познания, недостаточен и нуждается в обобщении полученных фактов. Эмпирики, подобно муравьям, только собирают факты; рационалисты, подобно паукам, ткут паутину мыслей из собственного ума, тогда как истинный ученый, подобно пчёлам, собирает и собранное перерабатывает в "мед истины". Сделать это можно только с помощью последовательной индукции и поэтому проблему индуктивного метода Бэкон поставил в центр своих исследований, осознавая важность и новизну проблемы и стремясь к её детальной разработке.

Индукция - это не простое сопоставление фактов, а метод их обобщения с последующим установлением устойчивыхсвязей между фактами. Для исследования свойств материальных объектов (напр., свойства теплоты) Бэкон, пользуясь разработанными им таблицамиприсутствия, отсутствия и степеней, путем сопоставления тройственных показателей создаёт опытнуюосновусобственно индукции, задача которой состоит в том, чтобы определить, какие признаки постоянно соединены с исследуемым свойством. Отбрасывая случайные признаки, мы находим, в случае с теплотой, что она неразрывно связана с движением мелких частиц, наталкивающихся на препятствия. Таков результат второй стадии индукции, окончательной проверке которого служит третья стадия индукции, ведущая от чувственных свойств, или “природы" вещей, к лежащим в их основе "формам". Такова конечная задача индукции. Как видим, Бэкон, осуждая Аристотеля и стремясь реформировать его учение, остался верен ему в своей основной концепции, то есть остался в плену "призраков театра". Он постоянно оперировал понятиями субстанции и формы, ему был ещё чужд смысл понятия "закон", уже при его жизни сформулированного Галилеем и призванного стать основной отличительной характеристикой концепции науки Нового времени.

Предложенная Бэконом программа эмпирической науки была радикальной в подходах, но компромиссной и ограниченной философской традицией в частностях. Становлению новой науки и новой философии он способствовал: а) определением практических задач науки; б) выявлением "призраков" ума, без устранения которых истинная наука невозможна; в) определением роли эксперимента в научном познании; г) разработкой правил индукции, необходимых для обобщения фактов. Проблема индукции была для Бэкона центральной и его основная заслуга связана с разработкой и пропагандой индуктивного метода. При жизни Бэкон пользовался всеобщим признанием: всех восхищало, по словам Вольтера, что столь известный государственный деятель нашёл время, чтобы быть великим философом, хорошим историком и изящным писателем. Но сразу после смерти Бэкона о нем забыли и даже такие близкие ему по взглядам мыслители, как Гоббс и Локк, вообще не упоминают его имя. В XVIII в. отношение к Бэкону резко меняется и философы Просвещения прославляют его как своего великого предшественника. В Англии "культ" Бэкона сохранился и в XIX в., хотя на континенте опять стали сомневаться в его величии и историческом значении, считая его дилетантом в философии. Но Бэкон воздействовал скорее не конкретными результатами, а своей общей тенденцией-трезво-эмпирической и практически-ориентированной, которая почти исчезла в метафизическом XVII веке и резко возросла в XIX в. - веке позитивизма, когда доверие к математической дедукции уступило место доверию к эмпирическим фактам.

Натуралистические концепции культуры.

Многие мыслители Возрождения, борясь со средневековой традицией, ориентированной на сверхъестественное, признавали истинным только то, что человеческий ум познаёт с помощью своих естественных способностей. На основе такого подхода они стремились объяснить и упорядочить все сферы человеческой жизнедеятельности в соответствии с принципами естественного разума. В результате была разработана естественная система культуры в целом, наиболее значимыми разделами которой можно считать концепции естественной религии и естественного права. Центром этого натуралистического подхода к культуре стала Голландия, где в то время существовали наиболее благоприятные условия для развития свободомыслия. Основным источником натуралистических концепций религии и права был античный стоицизм, от которого была воспринята теория "общих понятий", присущих всем мыслящим существам, послужившая основою естественного и рационального познания во всех сферах культуры. Согласно натуралистическим концепциям .мыслящий индивид обладает разумом, не нуждающимся для познания истины ни в откровении, ни в традиции, ни в мистическом вдохновении. Доверять разуму следует на том основании, что весь мир устроен разумно, а потому законы разума соответствуют мировым законам и разум способен познать их. Такова исходная предпосылка естественной системы культуры. Суждения разума одинаковы у всех разумных существ, а для нахождения единой и всеобщей истины необходимо в процессе познания исключать всё индивидуальное, чувственное и случайное и сохранить всё разумное и всеобщее. Все области человеческой жизнедеятельности -научная, религиозная, моральная, политическая, художественная, даже практическая - подчинены в своём становлении и развитии схематизирующим и общеобязательным принципам разума и только благодаря этому возможна всеобщая система культуры.

Ведущими представителями натуралистического подхода к культуре были Герберт Чербери (1581-1648) и Гуго Гроций (1583-1645), оба жившие на рубеже Возрождения и Нового времени.

1. Концепция естественной религии. Наиболее известны две концепции религии: согласно одной, религия выходит за пределы разума; согласно другой - она остается в пределах его компетенции, причем религия разума, в свою очередь, имеет две модификации, исходящие из её соответствия или несоответствия религии откровения. В первом случае задача разума состоит в объяснении истин откровения, что и делали схоластики; во втором случае разум должен сам, естественным путем, найти религиозные истины. Это и было основой философской, чисто рациональной концепции "естественной религии", которую часто называют деизмом. Предшественником деизма (хотя еще не деистом в чистом виде) был Филипп Механхтон (1497-1560) - ведущий теолог Реформации, стремившийся структурировать реформированную христианскую религию согласно принципам естественного разума. Но зрелую целостную систему естественной религии разработал лишь лорд Эдвард Герберт Чербери - английский политический мыслитель, изложивший свои взгляды на религию в трактате "Об истине"(1624г.). Его метод нахождения истин естественной религии опирался на предпосылку, согласно которой истина познается только разумом. Поскольку разум познаёт только всеобщее, то истина всеобща, а потому, чтобы найти религиозные истины, следует из исторических религий устранить всё то, что в них единично и специфично, сохранив всё то, что обще им всем. Таким образом, лорд Чербери принял в качестве критерия истинности естественной религии всеобщее согласие. На практике же он поступал совсем иначе: не пользуясь индуктивным методом при оценке тех или иных вероисповеданий из-за недостатка своих религиоведческих знаний, он просто отобрал из христианского учения те истины, которые представлялись ему существенными и согласуемыми с разумом независимо от откровения. К таким истинам Чербери относит следующие: а) существование Бога как наивысшего бытия; б) необходимость почитания наивысшего существа; в) понимание добродетельности и набожности как лучших форм почитания Бога; г) возможность искупления грехов через покаяние; д) неизбежность воздаяния (награды или кары) в будущей жизни.

Эти истины естественной религии являются, согласно Чербери, критерием при оценке самого откровения, которое истинно лишь в той мере, в какой соответствует этим критериям. Чербери полагал, что истины естественной религии врождены человеческому разуму, ибо они всеобщи: если же они являются врожденными, то значит даны разуму природой, а природа никогда не ошибается и потому истины естественной религии безусловны и общеобязательны.

2. Концепция естественного права. В эпохи, предшествовавшие Возрождению, закон понимался либо как божественный, а потому вечный и обязательный для всех императив, либо как человеческое, а потому договорное и лишенное общеобязательности, установление. Первый подход характерен для средневековья, второй имел немало сторонников в античности. Однако возможен и третий подход к пониманию закона: закон - это человеческое установление, но он общеобязателен, так как имеет своей основою всеобщую и неизменную человеческую природу. Так понимаемый "закон природы" был известен в античности стоикам, а в средние века -некоторым схоластикам и в их числе Фоме Аквинскому. Широкое распространение такое понимание закона получает на рубеже Возрождения и Нового времени благодаря работам Жана Бодена (1530-1596) и Иоанна Альтузия (1557-1638). Наиболее полную концепцию естественного закона и естественного права разработал Гуго Гроций, голландский политический мыслитель, автор знаменитого и до сих пор не потерявшего значения сочинения "О праве войны и мира"(1625г.). Не приемля крайностей, Гроций, наряду с человеческим, признает и божественное право. В человеческом праве он различает: а) гражданское право, которое, будучи продуктом истории и завися от политических решений, может изучаться только с помощью исторического метода; б) естественное право, которое обусловлено человеческой природою, а потому есть предмет изучения не истории, а философии. Гуго Гроций отождествлял философию права с теорией естественного права и это на несколько столетий определило направление исследований в области философии права.

Гражданское право изменяется по мере того, как изменяются породившие его социальные и политические отношения; естественное право неизменно и всегда одно и то же для всех людей во все времена, так как человеческая природа неизменна и одинакова у всех людей. А потому естественное право безусловно и даже Бог не может изменить его, подобно тому как он не может изменить законы математики. В основе естественного права лежит, по мнению Гроция, обще-жительность, являющаяся важнейшим свойством человеческой природы. И эта мысль не была оригинальным изобретением Возрождения: в античности на неё опирался Аристотель при определении человека как политического существа; в средние века, следуя Аристотелю, её высказывал и использовал в своём учении о государстве и праве Фома Аквинский. Но Гроций пошёл дальше и соединил с идеей общежительности другую (кстати, также известную еще софистам) идею - об общественном договоре. Люди, по самой своей природе склонные к общежительности, для удовлетворения этой склонности и одновременно для защиты своих интересов договариваются между собою о создании государства. Оно должно соответствовать индивидуальной человеческой природе и природе отношений между людьми, а потому обладать устойчивыми свойствами, которые и являются предметом естественного права. При этом Гроций расширил понятие естественного права таким образом, чтобы включить в его объём отношения не только между людьми, но и между народами. Между народами, как и между людьми, может заключаться договор о взаимоотношениях, принципы которого также подчинены определённым естественным законам. В результате своей концепцией естественного права Гуго Гроций заложил основы права международного.

При определении законов естественного права возможно использование как дедуктивного, так и индуктивного методов: законы можно выводить дедуктивно из свойств природы человека как разумного и социального существа, но можно прийти к ним и индуктивным путем, выявляя общее содержание в законах, реально функционирующих у разных народов. Что касается частных прав, то естественное право образует для них только общие рамки: вывести дедуктивным путём из естественного права те законы, которые фактически обязательны в данном государстве, невозможно и решает эту проблему только чья-то властная воля, причем другой акт воли может сделать их необязательными. Властная воля может быть либо божественной, либо человеческой: в первом случае возникает божественное право, во втором случае -гражданское право, в основе которого лежит принцип соблюдения договоров и обязательств.

XVII век с его контр-реформационными тенденциями фактически отказался от учения о естественном праве, хотя натуралистическое течение сохранилось, получив всестороннее развитие своих идей в политической философии Т. Гоббса - одного из крупнейших мыслителей своего времени. Это обеспечило преемственность между двумя натуралистически мыслящими эпохами - Возрождением и Просвещением, которое, развиваясь на основе натуралистических идей, придаёт им практический и воинственный характер, превратив их в теоретическое основание свободомыслия и борьбы против господства традиций и иррационализма в религиозной и социально-политической жизни.

Общие итоги подготовительного периода. Существенно изменилась по сравнению со средневековой философией сфера исследований: миновало время всеобъемлющих "сумм" и проблематика распределяется между философами, специализирующимися в разных областях философского знания: Дж. Бруно - натурфилософ, Г. Гроций - философ права; Г. Чербери - философ религии; Ф. Бэкон - методолог. У каждого из них своя область исследования и соответствующая ей проблематика, хотя всем им присущи и общие для эпохи проблемы, равно как и подходы к их решению. В подготовительный период произошла не только специализация философских проблем, но одновременно и перенесение исследовательского интереса на иные, по сравнению со средневековьем, комплексы проблем. Возрождение выдвинуло на передний план, борясь против схоластики, именно те философские проблемы, которые в схоластической философии находились в пренебрежении. Из онтологии теперь занимались больше всего философией природы; из гносеологии - методологией естествознания; из практической философии - философией государства и права. а также биотехникой(искусством правильной жизни). Проблемы философии природы заняли ведущее место, когда стал очевиден крах христианско-теократической утопии и люди заинтересовались реальными проблемами посюстороннего, земного мира. Проблемы методологии вышли на передний план в эпоху, которая порвала со схоластической традицией и начала строить науку на новой, эмпирической основе и с новой целью, четко определенной Ф. Бэконом как господство над природою во имя роста благосостояния человека. Проблемы, связанные с выработкой искусства управления собственной жизнью, традиционные для античности, были вообще вне сферы интересов средневековых философов, так как ответы на них давали церковные предписания; когда же Возрождение поставило человека в центр своих интересов, эти проблемы снова вернулись в лоно философии. Эпоха Возрождения, когда начали возникать новые национальные государства, неизбежно должна была обратиться к исследованию оснований государства и права, вовлекая в эту работу не только политиков и юристов, но и философов.

Характерно, что Возрождение, прославившееся своими шедеврами в области искусства, не разработало целостной, философской теории прекрасного: созданные в Италии теории отдельных видов искусства (в частности, архитектуры и поэзии) носили явно выраженный технически-прикладной характер, не поднимаясь до уровня философского осмысления идеи прекрасного, то есть до уровня построения философской эстетики. Искусство и философия развивались в эпоху Возрождения независимо и параллельно друг другу, что объясняется скорее всего несоизмеримо более высоким творческим потенциалом классического искусства эпохи Возрождения (термин "классическая" к философии Возрождения явно неприложим).

Эпоха Возрождения длилась около двух столетий. К первому поколению философов, творческий расцвет которых приходится на 1430-1450гг., принадлежал, наряду с малоизвестными в настоящее время византийскими платониками (Гемистий Плетон) и перипатетиками (Георгий Трапезундский), Николай Кузанский, в философии которого средневековье почти на равных еще боролось о Возрождением. Выдающимся представителем второго поколения был Марсилио Фичино,а третьего, расцвет которого относится на конец ХVв., - Леонардо да Винчи, платоник Пико делла Миранлола, перипатетик Петр Помпонацци, а также Н. Макиавелли, заложивший основы философии политики. Широкое и быстрое распространение новых философских идей наступило в ХУ1в. и связано с деятельностью четвертого поколения философов Возрождения, уже не столь поглощённого античностью и более самостоятельного: в Италии - натурфилософы Джиронимо Кардано и Бернардино Телезио; в Испании - гуманист Людовик Вивес; в Англии - философ-утопист Томас Мор; в Германии - оккультиcт Теофраст Парацельс и мистик Себастьян Франк. К этому же поколению по времени относятся выдающиеся деятели Реформации -М. Лютер, Ж. Кальвин, а также философски наиболее влиятельный реформатор и "учитель Германии" Филипп Меланхтон.

Новая, мощная волна философского творчества приходится на вторую половину ХVI в.: французские скептики М. Монтень и П. Шаррон, обновитель схоластики Франциско Суарес, натурфилософ Дж. Бруно. К пятому поколению относятся выдающиеся мыслители, творившие на пороге новой эпохи (после 1600г.) и обогащённые двухвековыми результатами развития философии Возрождения: Т. Кампанелла, Я. Беме, Ф. Бэкон, Г. Чербери, Г. Гроций - таков далеко не полный перечень мыслителей, венчающих подготовительный период и одновременно открывающих эпоху философии Нового времени.