logo search
4, 9 философия

Философия конфуция

Древнекитайское  философское учение конфуцианство основано в  5-6 веках до н.э.,  в его основе лежит философско-этическая доктрина Конфуция.

Понятие «Ли» -  в «Книге установлений» является совокупностью норм, регулирующих поведение человека в кругу других людей, свод правил взаимоотношения человека в обществе. «Почтительность без «ли» превращается в суетливость, тщательность - в робость, смелость - в смутьянство, прямота - в грубость». В эти правила входят ритуалы, этикет, обряды, церемонии, обычаи, установления, которые строго регламентируют жизнь человека.

В философском значении «ли» рассматривается в единстве с понятием «юэ» - это  та духовная гармония, которая объединяет  людей«Ли» - указывает каждому человеку его положение и место в обществе, в то время как «юэ» объединяет людей. В книге Конфуция «Лицзин» была выражена не только его философия и проекция образа  «благородного мужа», правил и  норм поведения, к которым должен стремиться каждый человек, стремящийся к совершенствованию и обретению гармонии.  Со временем, люди, осознав величие, мощь великого учителя, создали культ Конфуция, и поклонялись ему как богу, во многом утратив настоящее ядро его учения. Истинное Конфуцианство – это сделать правильный образ жизни  - привычным и следовать  этой привычке, как естеству, даже не задумываясь об этом.  Взрастить в себе пять постоянных добродетелей, которые как крона большого дерева украсят жизнь. 1. Почитание, уважение родителей и старших. Конфуций утверждал, что государство – это большая семья. Человек учиться правильному почтительному поведению в обществе, соблюдению строгой иерархии в обществе, проявлению  «уважения, смирения, покорности, повиновения и субординации по отношению к старшим и лучшим». 2. Благородство – высокий нравственный облик человека, человечность определяют его поступки и поведение во всех ситуациях жизни. Умение и стремление находиться в гармонии с людьми.«Если у человека нет милосердия, то какой ему прок от церемоний».

3. Третья  добродетель – знание и образование. Совершенный человек  - это образованный человек. Конфуций считал, что общественный порядок строится на основах морали, которую необходимо воспитывать. Нравственные идеалы человека - добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести, милосердия и жестокости – воспитываются обществом, культурой, знанием связей и законов жизни на всех уровнях и сферах жизни.

4. Четвёртая добродетель – служение человеку и человечеству, обществу.

5. Пятая добродетель – постоянство. Удерживать высокую планку четырёх предыдущих добродетелей, находясь в гармонии с самим собой и вселенной.

Гуманность, доброта, любовь – это естественные природные качества каждого человека от рождения. Конфуцианцы считали, что развитие этих качеств до совершенства – «истинной гуманности» – это задача любого человека. Так же конфуцианцы верили в то, что если люди будут соблюдать эти пять добродетелей, наступит «золотой век». Не стоит клясться в любви ко всем людям, достаточно увидеть рядом стоящего человека и проявить к нему такт, уважение и милосердие. В одном из текстов «Лунь-юй», Конфуций  отвечая на вопрос  что такое настоящий человек, говорит: «У такого человека знания, талант, мужество и бескорыстие должны быть увенчаны культурой, т.е. соблюдением ритуала и правил благопристойности и пониманием музыки… Но теперь, может быть, и не обязательно требовать этого от настоящего человека. Достаточно и того, если он, видя возможность обогащения, все же продолжает стремиться к справедливости, перед лицом опасности готов принести себя в жертву и не отказывается от выполнения обещаний, как бы давно Он их не дал». Итак, Конфуций сформулировал концепцию личности, гармонически сочетающую в себе нравственность и культуру.