3. Экзистенциализм.
Конец XIX и XX века это эпоха неклассической философии. Проблемы, которые поднимает старой философией, не рассматривались. Их постановка обусловлена рядом факторов: дальнейшее развитие капитализма до предела обострило противоречия между трудом и капиталом, революции, войны, экономические кризисы обесценили человеческую жизнь, отчуждение человека от культуры, общества, самого себя достигли небывалых масштабов.
В сфере науки, достигшей зрелости возникла потребность в логико-математическом обосновании научных методов, языка науки. Это нашло отражение в выборе и постановке философских проблем.
В западной философии этого периода образуются различные направления: идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.
Они представлены философскими школами и течениями, как позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика, ставших основой многочисленных теории и концепций конца XIX и XX веков.
Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Родоначальник позитивизма О. Конт в книге «Курс позитивной философии» противопоставил науку философии. Он считал, что философия как общая система знаний науке не нужна. Наука способна развиваться бесконечно. Именно она источник позитивного, достигнутого знания, применяемого на практике. Вдвинул лозунг «Долой метафизику, да здравствует физика!». Каждая наука сама себе философия, потому нужна третья линия, наряду с материализмом и идеализмом.
Вторая историческая форма позитивизма – махизм или эмпириокритицизм. В связи с открытием электрона Мах и Авенариус считали, что эмпириокритицизм стоит выше материализма и идеализма. В основе философии должен лежат критический опыт. Философия должна разрабатывать методологию наук, устанавливать связи между ними.
Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е годы ХХ в – неопозитивизм. Он подразделяется на два направления – логический позитивизм и аналитическая философия. Основоположники логического позитивизма стали члены Венского философского кружка, предложившие программу развития научной философии - Р. Карнап, М. Шлик, Г.Рейхенбах и др. Логические позитивисты признают достоверными (научными) только физически-опытное знание и отказываются от «ненаучного», «метафизического» объяснения.
Аналитическая (лингвистической) философии Л. Витгенштейн, Д. Мур и др. считают, что познание мира возможно только с помощью «положительных» наук, данные которых можно проверить опытным путем. Под опытом они понимают простые факты, зафиксированные предельно краткими «протокольными предложениями. И потому ее задача – анализ естественных и искусственных языков. Л. Витгенштейн обосновал принцип верификации, согласно которому любое высказывание следует проверять опытом. Истинно то, что прошло проверку опытом.
Четвертая историческая форма позитивизма посттпозитивизм. И. Лакатос, Т. Кун, К. Поппер, П. Фейерабенд исследуют не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
Британский философ И. Лакатос (1922 – 1974) понимает развитие науки как борьбу и смену конкурирующих теорий. Разработал модель научно-исследовательских программ, которая включает «жесткое ядро» (неопровержимые допущения) и «защитный пояс» (вспомогательные гипотезы).
Кун основное внимание уделяет не внутренним, а внешним формам организации и науки. Ввел понятие «научное сообщество» и «парадигма», т.е. общие теоретические положения, методологические и мировоззренческие установки. Парадигма принимается научным сообществом и в ее рамках ведутся исследования. Смена одной парадигмы другой означает «научную революцию». Рост научного знания происходит на основе смены парадигм.
К.Попер разработал учение о росте научного знания. Он происходит за счет выдвижения научных гипотез и последующего ее опровержения (фальсификации). Фальсификация теории под давлением не согласующихся с ней фактов, по Попперу, является главным критерием научности той или иной теории. Но в любой научной теории есть рациональное зерно и потому она не может быть полностью опровергнута. Тем самым Поппер решает проблему демаркации, т.е. отделения научного знания от ненаучного.
Американский философ П. Фейерабенд (род. 1924) в работе «Методологический анархизм» (эпистемологический взрыв) пишет, что многообразие методов необходимо для гносеологии и методологии науки. Нужен мировоззренческий методологический плюрализм. Развитие науки хаотично. И происходит оно за счет увеличения числа конкурирующих теорий. Взаимная критика которых стимулирует научное познание.
М. Полани, один из основоположников постпозитивизма, исследуя природу научного знания, концепцию личностного знания. Существует два взаимосвязанных типа знаний: явное выражено в понятиях и суждениях. неявное знание получено «из рук в руки», обучаясь мастерству научного поиска.
Иррационализм ХХ в. представлен психоаналитической философией (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм), «философией жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А.Бергсон), экзистенциализмом.
З. Фрейд разработал метод психоанализа, с помощью исследовал сферу бессознательного, используя понятия «либидо» и «мортидо», «Оно» (бессознательное), «Я» (сознательное, эго) и «сверх-Я» (сознание, проявляющееся как цензор, совесть). Поведение человека во многом определяется сферой бессознательного, в первую очередь либидо. Задача сознания (сверх-Я) сублимировать (перевести) сексуальную энергию в творческую. Это биологизаторский подход.
Э. Фромм (1900-1980 гг.) представитель неофрейдизма. Преодолел пансексуализм З. Фрейда. Главный мотив поведения человека – страсти, которые по сути своей иррациональны. Рассуждая о смысле жизни выдвинул идею двух модусов (свойств) бытия человека: обладание, присвоение и самореализация, созидание.
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860 гг.) абсолютизировал психическую жизнь отдельного человека. Началом всего сущего, космической силой считает мировая воля как стремление к жизни, как жизненный порыв. Он онтологизирует волю, считает, что она управляет миром. Это – волюнтаризм. Жизнь есть борьба между состраданием (любовью) и эгоизмом.
Ф.Ницше, его учение, изложенное в работах «Антихристианин», «Так говорил Заратустра». «По ту сторону добра», называют имморализмом, нигилизмом. Его философия, это творчество отдельного мыслителя, выражающего его субъективизм. Отвечая на вопрос, что есть жизнь, он пишет, что главная цель познания – не поиск истины. Так как разум бессилен, а логика абсурдна. Нужна новая мораль, новая шкала ценностей, заменить христианскую мораль рабов на мораль хозяев жизни – беспринципных, бесстрастных, с сильной волей. Истина тождественна лжи. Ложь и заблуждение необходимы. Они помогают аристократам духа самоутвердиться. Его идеал – сверхчеловек, способный создать новую культуру. Жажда жизни, воля к власти над собой и есть истинная сущность бытия. Прогресса не существует.
Экзистенциализм – философия существования является крупнейшим направлением в философии XX века. Появился накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), в Германии (Хайдеггер, Ясперс), в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, Сартр, Камю). Экзистенциализм неоднороден. Среди экзистенциалистов имеются не только философы – профессионалы, но также и писатели, художники, кинорежиссеры. Например, фильмы «Покаяние Отара Иоселиани, «Зеркало» Андрея Тарковского, повесть «Маленький принц» Сент Экзепюри, роман «Плаха» Чингиза Айтматова и др.
Главная тема этой философии – индивидуальное бытие человека в его субъективной духовной форме. Человек обретает, свою сущность уже существуя. Человек есть нечто незавершенное, проект. Он сам себя формирует и свободен в своем выборе. Внешний мир существует для индивида постольку, поскольку он с ним взаимодействует, придавая миру смысл и значение. Экзистенциализм ищет ответ на вопрос: «Как жить в мире исторических катастроф».
С. Кьеркегор (1813 – 1855 гг.) в работе «Или-или» пишет о том, что разум ведет к отчаянию, а воля дает надежду на спасение. В другом произведении «Страх и трепет» рассматривает отчуждение человека от общества и культуры через понятия страха и ужаса бытия.
М. Хайдеггер (1927 г.) Бытие и время», К. Ясперс (1932 г.) в трехтомной «Философии», Ж.-П. Сартр в его книге «Бытие и ничто» (1943 г.) рассматривают бытие человека в пограничных ситуациях, живущего в абсурдном мире, в страхе перед глобальными катастрофами.
Свобода в экзистенциализме противопоставляется необходимости. Но там, где есть свобода, существует и ответственность. Человек в ответе за все, что происходит с ним и с другими. Смысл жизни – это абсурд, движение к смерти, которая есть компенсация за горечь жизни и свободу.
Феноменология Эдмунда Гуссерля (1859 – 1938), Ф. Шлейермахера исследует мир «чистого сознания», мир феноменов, т.е. явления сознания. Речь идет о сверхсознании, абсолютном бытии. Для постижения сущности феноменов надо «очистить» сознание исследователя от эмпирического содержания, заняться самонаблюдением.
Герменевтика первоначально с античности означало искусство истолкования текстов. Это учение Г. Гадамера, П. Рикера, П. Анкера о понимании и постижении феноменов духовной культуры. Главная идея – человек живет в мире, запечатленном в языке. Диалог – это не только общение людей, но и общение с текстом. Толкователь должен уметь задавать вопросы, интерпретировать текст. Мир человеческого общения – единственно доступный и ценный мир, внутри которого образуется мир смыслов, мир культуры.
Фридрих Ницше (1844 – 1900) с точки зрения профессиональной философии не совсем является философом, он философ-поэт. Его идеи выражены в художественных образах. Его цель – соединить философию и жизнь, сбросить с философии покрывало академизма, делающим философию для многих недоступной. Его считают основателем философии жизни, согласно которому, мир – это не дух и не материя. В его основе – активная жизненная сила, т.е. воля. Не разум правит миром (Гегель). Миром никто не правит. Он есть воля, темная, слепая сила. Кант считал, что человек может и должен подчинить волю разуму и морали. Это иллюзия. Разум и мораль – марионетки воли.
Идея сверхчеловека – главная в философии Ницше. Свехчеловек – новый, более высокий биологический вид человека. Он должен быть создан путем строго отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Он должен соединить в себе, прежде всего, сильную волю, а также страсть, чувственность, жизнерадостность, себялюбие, инстинкт завоевания, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Существующий человек жалок и ничтожен, считает Ницше. Здоровое тело и сильная воля – вот что должно быть в сверхчеловеке.
2. Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия, существования. В центре внимания – непосредственное переживание человеком своей ситуации в мире, его самоопределние в бытии, свобода и ответственность. Человек есть реальность совсем иного порядка, лишенная предметности.
Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) свою фундаментальную работу «Бытие и врем» посвятил Э. Гуссерлю. Смысл бытия - это «всегда мы сами», пишет Хайдеггер. Это сущее (мы сами) обозначается термином Даsein, которое переводится с немецкого как «здесь-бытие», т.е. бытие человека в конкретной ситуации.
Жан-Поль Сартр (1905 – 1980). Мир он понимает как «универсальное не то», полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям. Быть реальным – значит оказываться чуждым сознанию, «случайным», абсурдным.
Лекция 11.
Философия бытия и антропологии
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.