[Править]Римская и позднеантичная философия
I в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы:
Эклектизм
Цицерон
Римский эпикуреизм
Каций
Лукреций
Поздняя Стоя
Музоний, Руф Гай
Сенека
Эпиктет
Марк Аврелий
Калиетес
Максим Клавдий
I в. до н. э.—V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:
Неопифагореизм
Аполлоний Тианский
Средний и поздний платонизм
Плутарх
Клеанф
Цельс
Скептицизм
Фаворин
Секст Эмпирик
Перипатетики
Александр Афродисийский
Фемистий
Неоплатонизм
Аммоний Саккас
Плотин
Кастриций
Порфирий
Ямвлих
Клавдиан
Прокл Диадох
Зенодот
Дамаский
Симпликий
Христианская философия
Климент Александрийский
Ориген
Августин Блаженный
Боэций
Досократическая философия. Проблема первоначала в милетской школе.Диалектика Гераклита. Учение о музыкально-числовом космосе Пифагора.
Как и вся античная культура, философия прошла свой цикл развития от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В истории античной философии просматриваются
|
Отвечая на требования своего времени, мыслители античности ставят вопрос о начале начал: из чего возникает предметная реальность мира и во что она уходит? Поскольку космос воспринимался как чувственно-предметная реальность, то не случайно основатель милетской школы
|
|
|
Анаксимен (585-524 до н. э.) не удержался на высоте абстрактного мышления своего учителя. Первоначало всего сущего он усматривает в самой бескачественной из четырех стихий - воздухе. И это первоначало называется «апейрос». Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - водой, землей, вещами. Воздух более бесформенный, чем что-либо. Он менее тело, чем вода. Мы его не видим, а только чувствуем. В соседнем с Милетом полисе Эфесе жил и мыслил
|
Основание всего сущего ищет и
Пифагор (предположительно 571-497 до н. э.), положив в основу космоса число. Известно, что Пифагор ничего не писал. Посвященные давали клятву о неразглашении его учения. И все же некоторые фрагменты философии Пифагора стали достоянием последующей философской мысли. Не вода (Фалес), не апейрон (Анаксимандр), не воздух (Анаксимен), не огонь (Гераклит), а число как определенное соотношение космоса является первоначалом сущего. Зная это соотношение, а также дату, месяц и год рождения, можно многое сказать о человеке, о его характеристиках воли, энергетики, порядочности, здоровья, интуиции, обязательности и т. д. По мнению Пифагора, определенная комбинация чисел обеспечивает существование материи, от другой комбинации зависит идея и т. д., ибо «где нет числа и меры, там проживают хаос и химеры». Мысленная манипуляция с числами, как с абстрактными объектами, вела к фетишизации числа. Число рассматривается уже не как заместитель объекта, а как нечто, стоящее над реальностью этого объекта. Если у милетцев субстанция еще физична, у пифагорийцев - математична, то у представителей
элейской школы она философична. Для них субстанция тождественна бытию. Элеат
Парменид (540-480 до н. э.) считает, что бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом - важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, - это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно лишь мышлению. Это выражается в виде афоризма: «бытие есть, а небытия нет». Небытие не существует потому, что его «невозможно ни познать, ни в слове выразить». Eсть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»; и только бытие мыслимо. Существует только то, что мыслимо без противоречия, а то, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует.
Сомнение к чувствам казалось нелепостью, а посему рождало возражения. Отстоять позицию Парменида взял на себя его ученик
Зенон, используя метод доказательства от противного. Парадоксальная ситуация складывается, когда мы пытаемся на уровне чувств фиксировать движение. В своих апориях «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стадион», «Стрела» Зенон высказывает возражения относительно возможности мыслить движение. Первая апория гласит, что движение не может начаться, потому что движущийся объект должен дойти до половины пути, прежде чем он дойдет до конца. Но чтобы дойти до половины, он должен дойти до половины половины, и так до бесконечности. Математически проблема решается, но физический ее смысл сохраняет неопределенность. Это находит свое выражение в том, что бесконечно малый отрезок пути стремится к нулю и в то же время не исчезает. Единое неделимо, ибо если его делить, то должны либо остаться некие предельно наименьшие и неделимые величины, либо единое на каком-то этапе деления должно исчезнуть, превратиться в ничто. Не менее впечатляет и Ахиллес, который не может догнать черепаху, ибо в каждом промежутке пути Ахиллес должен достичь точки (старта) убегающей черепахи, а та к этому времени пройдет определенное расстояние, обозначит новую точку старта и так до бесконечности. В результате быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху. Бесконечно убывающий интервал между Ахиллесом и черепахой стремится к нулю, но не исчезает. Если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни завершиться. Третья апория «Стрела» гласит, что движение невозможно и в случае допущения прерывности пространства. Движущийся объект в каждой точке пространства занимает равное себе место, т. е. находится в состоянии покоя. Сумма состояний покоя исключает возможность движения. Своим оппонентам Зенон пояснял, что он доказывает не отсутствие движения, а лишь то, что оно немыслимо само по себе вне контекста идеи о единстве бытия, пространства и времени, их вечности и бесконечности. Единое бытие противостоит чувственному миру и доступно лишь логическому мышлению.
Демокрит (470-380 до н. э.) выстраивает общую картину мира, взяв за основу бытия атом. Он отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину. Многообразие форм объясняет многообразие явлений мира. Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) разделяет атомы (бытие). Атомы (бытие) безразличны к пустоте (небытию), и наоборот. Важнейшим свойством атомов является движение. Движение вечно. Оно не имеет начала и не нуждается в какой-либо особой причине для своего существования. Движение возможно только в пустоте. Сталкиваясь, атомы изменяют направление движения. Качество вещей возникает в результате взаимодействия атомов, а фиксируются качества органами чувств человека. Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчив. Мир вещей, как сам мир (космос), есть следствие комбинаторики движущихся атомов. Одни миры гибнут, другие возникают, и наш мир один из многих. Атомисты отождествляли причинность и необходимость, исключая возможность случайности. Для них случайность объективна, т. е. случайно то, причину чего мы не знаем. Для древнегреческих философов характерно дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия - у Парменида, атомов и пустоты - у Демокрита и т. д. Т. е. это дуализм единого, неделимого, неизменного, с одной стороны, и делимого, множественного, изменчивого - с другой. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие мира и человека. Помимо этого, отметим, что древнегреческие мыслители были космоцентристами: их взор был направлен прежде всего на разгадку тайн природы, космоса в целом, который они по большей части - за исключением атомистов - мыслили как живое, а некоторые - и как одушевленное целое. Переход от изучения природы, от онтологических проблем к расссмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях в древнегреческой философии связан с деятельностью
|
софистов.
1. Периодизация античной философии.
2. Проблема первоначала в милетской школе и у Гераклита Эфесского.
3. Учение Парменида о бытии.
- Хронологическая периодизация Ранняя классика (Архаика)
- [Править]Классика
- Эллинистическая философия
- [Править]Римская и позднеантичная философия
- 1. Периодизация античной философии.
- 2. Проблема первоначала в милетской школе и у Гераклита Эфесского.
- Проблем метода познания в философии ф. Бэкона.
- Основы кантовской этики Кант - философ свободы
- Детерминированность мира
- Феномен и ноумен
- Этические категории Свобода и воля
- Категории воли
- Свобода воли и совесть
- “Несвободная” свобода
- Характер причинности