43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
Общелогические методы - такие как абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция обладают поистине всеобщим характером и свойственны как эмпирическому, так и теоретическому уровням познания.
Наиболее массовым и элементарным познавательным приемом является абстрагирование. В ходе абстрагирования, которое имеет место в любом акте мышления и потому входит составной частью во все методы и формы научного познания, субъект мысленно фиксирует какое-либо существенное, важное для него в данной познавательной ситуации свойство объекта, отвлекаясь от всех остальных свойств. Результатом абстрагирования является абстракция - понятие определенного уровня и назначения. Абстракции используются не только в науке (сила, материя, стоимость, масса и т.п.), но и в обыденной жизни (дом, стол и пр.). Поскольку любое такое понятие фиксирует внутреннее свойство объекта, постольку научные абстракции отражают природу глубже и полнее, чем на чувственной ступени познания.
С операцией абстрагирования тесно связан метод анализаисинтеза. Дело в том, что в ходе образования абстракции осуществляется анализ - мысленное разложение объекта на составные части и выделение какого-либо свойства, признака, элемента. Но осуществляемое в целях лучшего познания явлений действительности мысленное расчленение исследуемого объекта должно дополняться своей противоположностью: - последующим синтезом, мысленным объединением указанных элементов и соответственно образованием новых абстракций.
Анализ и синтез тесно связаны не только с предыдущими, но и многими другими методами, в частности с индукциейидедукцией. Если метод индукции характеризует движение мысли от единичного к общему, то дедукция означает движение мысли в противоположном направлении - от общего к единичному, частному.
Объективной основой единства дедукции и индукции является неразрывное единство общего и отдельного. Зная общее положение, субъект познания переносит его на любое явление данного класса, но этому предшествует длительный индуктивный путь познания объектов такого рода, детальное изучение их и, как следствие, логическое обобщение полученного в результате этого знания. Например, Д. И. Менделеев к установлению периодического закона шел в начале индуктивным путем, изучив если не все, то подавляющее число известных в то время химических элементов. Когда же закономерная зависимость их свойств от атомного веса была установлена, он чисто дедуктивным методом смог предсказать свойства ряда неизвестных еще в то время элементов.
Полученная индуктивным путем истина всегда неполна, и уже поэтому индукция должна дополняться дедукцией. С другой стороны, дедукция постоянно использует результаты индукции.
Индуктивный и дедуктивный пути познания не только дополняют друг друга, но и постоянно опираются друг на друга, так что абсолютизация одного из этих двух противоположных методов неоправдана. Между тем в истории философии, естествознания и техники имела место попытка делать ставку только на один из этих методов (индуктивизм Д.Милля и дедуктивизм Р.Декарта, например). Неоправданной является и попытка свести дедуктив ный метод познания действительности к формально-дедуктивному выводу, используемому в формальной логике и математике.
На пути к созданию научной теории субъект познания использует такую форму научного познания, как гипотеза. Гипотеза это научное предположение, основывающееся на опыте и предшествующих знаниях. В отличие от теории гипотеза содержит знание не достоверное, а вероятное, предположительное. Отсюда необходимость доказательства (или опровержения) научной гипотезы. В первом случае гипотеза получает статус достоверного знания и становится ядром новой теории или включается как момент в существующую теорию; в случае же опровержения гипотеза просто-напросто теряет свое право на дальнейшее существование. Факт смены гипотез ни в коем случае не подрывает уверенности в способность человека познать истину, он лишь свидетельствует об относительности наших знаний, о том, что познание абсолютной истины - процесс чрезвычайно сложный и длительный, практически бесконечный.
Выдвижение гипотез - магистральный путь дальнейшего развития теории. Гипотеза - это форма развития естествознания. Вся современная физика, подчеркивал академик В.И.Вавилов, выросла на "лесах" умерших гипотез.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.