logo search
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.

Общелогические методы - такие как абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция обладают поистине всеобщим характером и свойственны как эмпирическому, так и теоретическому уровням познания.

Наиболее массовым и элементарным познавательным приемом является абстрагирование. В ходе абстрагирования, которое имеет место в любом акте мышления и потому входит составной частью во все методы и формы научного познания, субъект мысленно фиксирует какое-либо существенное, важное для него в данной познавательной ситуации свойство объекта, отвлекаясь от всех остальных свойств. Результатом абстрагирования является абстракция - понятие определенного уровня и назначения. Абстракции используются не только в науке (сила, материя, стоимость, масса и т.п.), но и в обыденной жизни (дом, стол и пр.). Поскольку любое такое понятие фиксирует внутреннее свойство объекта, постольку научные абстракции отражают природу глубже и полнее, чем на чувственной ступени познания.

С операцией абстрагирования тесно связан метод анализаисинтеза. Дело в том, что в ходе образования абстракции осуществляется анализ - мысленное разложение объекта на составные части и выделение какого-либо свойства, признака, элемента. Но осуществляемое в целях лучшего познания явлений действительности мысленное расчленение исследуемого объекта должно дополняться своей противоположностью: - последующим синтезом, мысленным объединением указанных элементов и соответственно образованием новых абстракций.

Анализ и синтез тесно связаны не только с предыдущими, но и многими другими методами, в частности с индукциейидедукцией. Если метод индукции характеризует движение мысли от единичного к общему, то дедукция означает движение мысли в противоположном направлении - от общего к единичному, частному.

Объективной основой единства дедукции и индукции является неразрывное единство общего и отдельного. Зная общее положение, субъект познания переносит его на любое явление данного класса, но этому предшествует длительный индуктивный путь познания объектов такого рода, детальное изучение их и, как следствие, логическое обобщение полученного в результате этого знания. Например, Д. И. Менделеев к установлению периодического закона шел в начале индуктивным путем, изучив если не все, то подавляющее число известных в то время химических элементов. Когда же закономерная зависимость их свойств от атомного веса была установлена, он чисто дедуктивным методом смог предсказать свойства ряда неизвестных еще в то время элементов.

Полученная индуктивным путем истина всегда неполна, и уже поэтому индукция должна дополняться дедукцией. С другой стороны, дедукция постоянно использует результаты индукции.

Индуктивный и дедуктивный пути познания не только дополняют друг друга, но и постоянно опираются друг на друга, так что абсолютизация одного из этих двух противоположных методов неоправдана. Между тем в истории философии, естествознания и техники имела место попытка делать ставку только на один из этих методов (индуктивизм Д.Милля и дедуктивизм Р.Декарта, например). Неоправданной является и попытка свести дедуктив ный метод познания действительности к формально-дедуктивному выводу, используемому в формальной логике и математике.

На пути к созданию научной теории субъект познания использует такую форму научного познания, как гипотеза. Гипотеза это научное предположение, основывающееся на опыте и предшествующих знаниях. В отличие от теории гипотеза содержит знание не достоверное, а вероятное, предположительное. Отсюда необходимость доказательства (или опровержения) научной гипотезы. В первом случае гипотеза получает статус достоверного знания и становится ядром новой теории или включается как момент в существующую теорию; в случае же опровержения гипотеза просто-напросто теряет свое право на дальнейшее существование. Факт смены гипотез ни в коем случае не подрывает уверенности в способность человека познать истину, он лишь свидетельствует об относительности наших знаний, о том, что познание абсолютной истины - процесс чрезвычайно сложный и длительный, практически бесконечный.

Выдвижение гипотез - магистральный путь дальнейшего развития теории. Гипотеза - это форма развития естествознания. Вся современная физика, подчеркивал академик В.И.Вавилов, выросла на "лесах" умерших гипотез.