Литература
Платон. Сочинения. М., 1970. Т. 2. С. 319–399, 567–585.
Платон. Собр. соч. М., 1993. Т. 2. С.275–345, 482–489.
К вопросу 1: 250е, 252е, 253b, 254c–257b, 258a–d, 259a,b.
К вопросу 2: 253c–254b, 259d–260a.
Асмус В. Ф.Платон. М., 1969. С. 115–125.
История античной диалектики. М., 1972. С. 178–200 (для вопроса 3).
Тема 19. Онтология Аристотеля по трактату «Категории»
1-е занятие
1. Исходные положения:понятие «существующее» и понятие «категория».
2. Категория «сущность». Общий порядок рассмотрения категорий на ее примере.
3. Категория «количество».
Литература
Аристотель.Категории.М., 1939. С.3–50.
Аристотель.Сочинения. М., 1978. Т. 2. С. 53–90.
К вопросу 1:гл. 2, 4.
К вопросу 2: гл. 5.
К вопросу 3: гл. 6.
Аристотель. Категории. М., 1939. C. V–XXXV.
Аристотель. Сочинения. М., 1975. T. 1.С. 41–49.
Авраамова М. Л. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970.
Луканин Р. К. Органон Аристотеля. М., 1984. С. 24–51.
2-е занятие
1. Категория «качество».
2. Типы отношений между противоположностями.
3. Виды движения.
Литература
Аристотель.Категории. М., 1939. С. 3–50.
Аристотель.Сочинения. М., 1978. Т. 2. 53–90.
К вопросу 1:гл. 8.
К вопросу 2:гл. 10, 11.
К вопросу 3: гл. 14.
Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982. С. 158–182, 261–325 (для вопроса 1).
Тема 20. Психология и гносеология Аристотеля в трактате
«О душе»
1-е занятие
1. Категориальные определения души и их смысл. Содержание понятия «душа». Соотношение души и тела.
2. Способности и виды души в живых существах.
3. Общая характеристика ощущения в целом.
Литература
Аристотель.Сочинения. М., 1975. Т. 1. С. 371–448.
К вопросу 1:кн.1, гл. 1 (402а–10, 403 а 5403 b, 403 b, l5–20), 2 (403b 25–30), 3 (407 b, l5–25), 4 (408a30–408b30), 5 (41la25–41lb 20); кн. 2, гл. 1, 2 (414 а5–25), 4 (415 b5–20).
К вопросу 2:кн. 1, гл.5 (411Ь20–30); кн.2, гл.2 (413а10–14а5), 3, 4; кн. З, гл.9 (432а15–b25), 10(433b–30), 11, 12 (434 a20–435a), 13.
К вопросу 3:кн. 2, гл.5, 12; кн. 3, гл.2 (425b 20–426 а30, 426 bl0–427, а15.
Аристотель.Сочинения. М., 1975. T. I. С. 50–62.
Вопросы философии. 1966. № 5. С. 107–117.
2-е занятие
1. Отдельные виды ощущений. Их специфические и общие объекты.
2. Воображение (представление).
3. Мышление в его отличии и связи с ощущениями. Ум претерпевающий и действующий, созерцающий и движущий.
- История зарубежной философии
- Программа дисциплины (Стандарт пд.Опд) Екатеринбург
- I. Введение
- Раздел I. Философия древнего мира
- Литература
- Философские школы Древнего Китая
- Мировоззрение древних обществ Ближнего Востока
- Раннегреческая философия в ионийских полисах
- Раннегреческая философия в италийских полисах
- Учение Эпикура (341 – 270 гг. До н. Э.) и его римского последователя Лукреция
- Философия стоиков
- Античный скептицизм
- Религиозно-мистическая философия в эпоху Римской империи
- Литература Источники
- Учебные пособия
- Тема 3. Учение буддизма в «Дхаммападе»
- Литература
- Тема 4. Традиционные идеи древнекитайской философии в трактате «Сицы Чжуань»
- Литература
- Тема 5. Последователи Конфуция: Мэн-цзы
- Литература
- Тема 6. Чжуан-цзы и даосизм
- Литература
- Тема 7. Ранняя греческая космогония и антропология
- Литература
- Тема 8. Воззрения Гераклита Эфесского
- Литература
- Тема 9. Апории Зенона Элейского
- Литература
- Тема 10. Развитие идей орфической антропологии в философии пифагорейцев и Эмпедокла
- Литература
- Тема 11. Представления о человеке в натурфилософии Анаксагора и в Гиппократовской школе
- Литература
- Тема 12. Философские аспекты атомистики Демокрита
- Литература
- Тема 13. Взгляды софистов по диалогам Платона «Протагор» и «Горгий»
- Литература
- Тема 14. Учение Сократа в свидетельствах Ксенофонта
- Литература
- Тема 15. Основатели учения киников – Антисфен и Диоген
- Литература
- Тема 16. Понятия «прекрасное» и «идея» в диалоге Платона
- Литература
- Литература
- Тема 21. Разработка философии атомистического материализма в поэме Лукреция «о природе вещей»
- Литература
- Литература
- Тема 22. Этика Средней Стои по трактату Цицерона «Об обязанностях»
- Литература
- Тема 23. Учение Плотина по трактату «о трех первых началах»
- Литература
- Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля - экзамен
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- V. Учебно-методическое обеспечение курса
- Раздел II.
- Александрийская богословская (катихизаторская) школа
- Философия Аврелия Августина
- Сущность, возникновение и периоды развития схоластики. Мыслители каролингской эпохи
- Философия Иоанна Скотта Эриугены
- Философия Ансельма Кентерберийского (д’Аоста)
- Реализм и номинализм в средневековой философии. Концептуализм Абеляра
- Философия Шартрской и Сен–Викторской школ
- Мусульманская средневековая философия
- Развитие философии в XIII столетии
- Альберт Великий и Фома Аквинский (1221-1274)
- Францисканская оппозиция томизму: Иоанн Дунс Скотт (1266-1308), Петр Ауреолий и Вильям Оккам (1280-1349)
- Развитие философии в Византии
- Литература Источники
- Учебные пособия
- Планы семинарских занятий
- Тема 1. Философия в «Corpus Areopagiticum»
- Литература
- Тема 2. Философия Бл. Августина.
- Тема 3. Философия Ансельма Кентерберийского.
- 1 Занятие: «Монологион».
- 2 Занятие: «Прослогион».
- Тема 4. Философия Пьера Абеляра.
- 1 Занятие: «Теология «высшего блага»».
- 2 Занятие: «Этика или познай самого себя».
- Тема 5. Ибн-Рушд: «Опровержение опровержения».
- Тема 6. Византийский исихазм.
- Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля - экзамен
- V. Учебно-методическое обеспечение курса
- Раздел III.
- Тема 3. Расцвет гуманизма
- Тема 4. Реформация и ее влияние на философию
- Тема 5. Общая характеристика философии хvii в.
- Тема 6. Философия ф. Бэкона (1561–1622)
- Тема 7. Философия р. Декарта (1596–1656)
- Тема 8. Философия т. Гоббса (1588–1675)
- Тема 9. Философия б. Паскаля (1623–1662)
- Тема 10. Философия б. Спинозы (1632–1677)
- Тема 11. Философское учение Дж. Локка (1632–1704)
- Тема 12. Философия г. В. Лейбница (1646–1716)
- Тема 13. Философия Дж. Беркли (1685–1753)
- Тема 14. Философия д. Юма (1711–1776)
- Тема 15. Философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Философия английского Просвещения
- Тема 17. Философия французского Просвещения
- Тема 18. Философия немецкого Просвещения
- Тема 19. Философские и эстетические взгляды немецких романтиков
- Литература по курсу лекций Источники
- Учебные пособия
- Планы семинарских занятий
- Тема 1. Н. Кузанский «Об ученом незнании»
- Тема 2. Н. Макиавелли «Государь»
- Тема 3. М. Монтень «Опыты»
- Тема 4. Дж. Бруно «о причине, начале и едином»
- Тема 5. Ф. Бэкон «Новый Органон»
- Тема 6. Т. Гоббс «Левиафан»
- Тема 7. Р. Декарт «Рассуждение о методе»
- Тема 8. Р. Декарт «Страсти души»
- Тема 9. Б. Паскаль «Мысли»
- Тема 10. Б. Спиноза «Этика»
- Тема 11. Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении»
- Тема 12. Г. В. Лейбниц «Монадология»
- Тема 13. Г. В. Лейбниц «Новые опыты о человеческом разуме»
- Тема 14. Дж. Беркли «Трактат о принципах человеческого знания»
- Тема 15. Д. Юм «Трактат о человеческой природе»
- Тема 16. Ш.-л. Монтескье «о духе законов»
- Тема 17. Ф. М. Вольтер «Философские письма»
- Тема 18. Ж.-о. Ламетри «Человекмашина»
- Тема 19. П. А. Гольбах «Система природы»
- Тема 20. К. А. Гельвеций «о человеке»
- Тема 21. Ж.-ж. Руссо «Общественный договор»
- Тема 22. И. Г. Гердер «Идеи к философии истории человечества»
- Тема 23. И. В. Гете «Природа»
- Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля - зачет/экзамен
- V. Учебно-методическое обеспечение курса
- Раздел IV.
- Литература Источники
- Учебные пособия
- Тема 1. И. Кант «Всеобщая естественная история и теория неба»
- Тема 2.Кант и. «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога»
- Тема 3. Кант и. «Критика чистого разума». Введение
- Тема 4. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная эстетика
- Тема 5. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная аналитика. Аналитика понятий
- Тема 6. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная аналитика. Аналитика понятий
- Тема 7. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная аналитика. Аналитика основоположений
- Тема 8. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная диалектика
- Тема 9. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная диалектика
- Тема 10. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная диалектика
- Тема 11. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная диалектика
- Тема 12. Кант и. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике»
- Тема 13. Кант и. «Критика практического разума». Введение
- Тема 14. Кант и. «Критика практического разума». Аналитика практического разума
- Тема 15. Кант и. «Критика практического разума». Диалектика практического разума
- Тема 16. И. Г. Фихте «Ясное как солнце сообщение для широкой публики о сущности новейшей философии»
- Тема 17. Фихте и. Г. «Основы общего наукоучения». Теоретическое наукоучение
- Тема 18. Фихте и. Г. «Замкнутое торговое государство»
- Тема 19. Шеллинг ф. В. Й. «Введение к наброску системы натурфилософии»
- Тема 21. Шеллинг ф. В. Й. «Система трансцендентального идеализма». Теоретическая философия
- Тема 22. Шеллинг ф. В. Й. «Система трансцендентального идеализма». Практическая философия и философия искусства
- Тема 23. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Введение
- Тема 24. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Наука логики. Учение о бытии
- Тема 25. Гегель г.В.Ф. «Энциклопедия философских наук». Наука Логики.
- Тема 26. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Наука логики. Учение о понятии
- Тема 27. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Философия природы
- Тема 28. Гегель г. В. Ф. «энциклопедия философских наук». Философия духа. Субъективный дух
- Тема 29. Гегель г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа. Объективный дух
- Тема 30. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Философия духа. Абсолютный дух
- Тема 31. Левое гегельянство: полемика 30-х — 40-х годов
- Тема 32. Фейербах л. «Основные положения философии будущего»
- Тема 33. Маркс к. «Экономическо-философские рукописи 1844г.»
- Тема 34. Маркс к., Энгельс ф. «Немецкая идеология»
- Тема 35. Маркс к. «Капитал»
- Тема 36. Энгельс ф. «Диалектика природы», «Анти-Дюринг»
- Тема 37. Энгельс ф. « Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»
- Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля - экзамен
- V. Учебно-методическое обеспечение курса
- Раздел V.
- Тема 3. Махизм – вторая форма позитивизма.
- Тема 4. Немецкая «философия жизни».
- Тема 5. Интуитивизм а. Бергсона (1859-1941): французский вариант «философии жизни».
- Тема 6. Возникновение и развитие прагматизма (ч.С. Пирс, у. Джемс, Дж.Дьюи).
- Тема 7. Феноменология.
- Тема 8. Основные направления западной философии в период между войнами и после второй мировой войны.
- Тема 9. Классический психоанализ и неофрейдизм.
- Тема 10. Философия современного позитивизма.
- Тема 11. Экзистенциализм в Германии: м.Хайдеггер и к.Ясперс.
- Тема 12. Экзистенциализм во Франции: ж.-п.Сартр и а.Камю.
- Тема 13. «Философская антропология» в Германии.
- Тема 14. Новейшие течения и проблемы современной западной философии.
- Тема 15. Проблемы методологии исследования современной западной философии: плюрализм и попытки систематизации.
- Литература Источники
- Учебные пособия
- Планы семинарских занятий Тема 1. «Критическая философия после Канта».
- Тема 2. «Немецкая философия жизни».
- Тема 3. «Философия прагматизма».
- Тема 4. «Интуитивизм а. Бергсона».
- Тема 5. «Феноменология э. Гуссерля».
- Источники
- Тема 6. «Философская антропология в Германии».
- Источники
- Тема 7. «Развитие позитивизма. Философия неопозитивизма и постпозитивизма».
- Тема 8. «Экзистенциализм».
- Тема 9. «Философские аспекты психоанализа и неофрейдизма».
- Тема 10. «Философская герменевтика».
- Тема 11. «Новейшие течения и проблемы современной западной философии».
- Темы рефератов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля
- V. Учебно-методическое обеспечение курса