Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.
Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир есть неупорядоченный хаос. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.
Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII - VIII вв. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического. Механистический детерминизм трактует все типы взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Следствием механистического детерминизма является фатализм - учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, которое фактически сливается с верой в божественное предопределение.
Проблема ограниченности механистического детерминизма особенно ясно обозначилась в связи с открытиями в квантовой физике. Закономерности взаимодействий в микромире оказалось невозможным описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Механистический детерминизм перестал ассоциироваться с детерминизмом вообще. Как писал физик М. Борн, «утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необосновано. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений». Причинность, таким образом, не изгоняется из науки, просто изменяются представления о ней, следствием чего является трансформация принципа детерминизма.
Современное представление о детерминизме конкретизируется в следующих принципах:
- принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий;
- принцип причинности;
- принцип многообразия типов детерминации;
- принцип закономерности отношений обусловливания.
Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия способствовали активизации индетерминизма. Индетерминизм — онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии.
В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, отказавшейся от отождествления личности только с ее разумной ипостасью, позиции индетерминизма усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на понимание связи между явлениями только в механистическом и фаталистическом духе. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничивают сферу детерминизма природой, а для понимания событий и явлений в культуре предлагается принцип индетерминизма.
- Генезис философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Основной вопрос философии. Исторические формы идеализма и материализма.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- Античная философия (общая характеристика).
- Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Притча о пещере. Мало-помалу этот миф превратился в символ метафизики, гносеологии и диалектики, а также этики и мистики: миф, который выражает всего Платона.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
- Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепция.
- Философские учения эпохи Возрождения.
- Эмпиризм в новоевропейской философии 17 – 18 века (ф. Бекон).
- Рационализм в новоевропейской философии 17 – 18 века (р. Декарт).
- Проблемы социальной философии в работах т. Гоббса, Дж. Локка, ж.-ж. Руссо.
- Философия и. Канта.
- Метод и система г. Гегеля.
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Философские воззрения к. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.
- Философия жизни: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
- Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
- Феноменология э. Гуссерля.
- Основы философской герменевтики.
- Психоаналитическая антропология з. Фрейда и неофрейдизм (э. Фромм).
- Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
- Русская философия 19 века: западники и славянофилы.
- Русская философия 20 века.
- Философская система в. С. Соловьева.
- Философия русского космизма: н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский.
- Вопрос о сущности техники в философии 20 века. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- Принципы и категории онтологии.
- Понятие материи в философии и науке.
- Философские концепции пространства и времени.
- Идея развития в философии.
- Исторические формы диалектики.
- Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.
- Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное.
- Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
- Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы рациональности.
- Формы и уровни познания. Научное и ненаучное познание.
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного познания.
- Методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и ее критериях в истории философии.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное бытие и общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в. И. Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- Проблема смысла жизни в философии.