6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
Стратегическим направлением выхода цивилизации из экологического кризиса является радикальный пересмотр сложившегося мировоззрения, изменение ценностных ориентаций по отношению к природе и регулятивов человеческой деятельности на основе утверждения новой парадигмы мышления. Это, в свою очередь, связано с формированием культуры нового типа – экологической культуры в сфере общественного сознания, основанной на принципах ненасилия, ответственности, солидарности, толерантности общества в условиях глобализирующегося мира. Господствующая до сих пор установка на покорение природы в условиях мощного антропогенного пресса должна уступить место ее сохранению, поскольку уже сегодня человечество столкнулось с явлениями кризисного характера, угрожающими его существованию. В этих условиях необходимо формировать мировоззрение, основанное на понимании мира, космоса и человека как единой органической целостности, в которой все подсистемы взаимосвязаны между собой и зависят друг от друга. Новое мышление рассматривает человечество как закономерную ступень развития космической эволюции.
Вместе с тем эти основополагающие установки современного мировоззрения всецело игнорировались в ходе исторического развития общества. Антропоцентристская ориентация, основанная на признании самоценности человека в природе, закрепленная в сфере различных форм общественного сознания, явилась определяющей причиной остроты современной экологической ситуации. Глобальный экологический кризис, затронувший практически все страны мирового сообщества, неизбежно ставит вопрос о выживании человечества, поскольку необратимые изменения окружающей среды в течение сравнительно короткого времени неизбежно приведут к условиям, в которых станет невозможным процесс адаптации человека и его выживания. Это обстоятельство определяет необходимость пересмотра установившихся представлений о месте и роли человека в биосфере.
Новое видение биосферы основано на представлениях о взаимозависимости всех ее компонентов как единого целого и прежде всего взаимозависимости большого геологического и малого биологического круговоротов, обусловивших формирование биосферы как целостной системы, поддерживающей себя в устойчивом состоянии. Осознание тесной взаимозависимости процессов, протекающих в биосфере, определяет стратегические направления природопользования. До недавнего времени экономическая оценка природных ресурсов производилась на основе затрат на их добычу и переработку. В настоящее время важно учитывать и экологический ущерб для экосистемы в целом с целью сохранения пригодной для обитания среды. В контексте рационального природопользования крайне важно добиваться того, чтобы количественные показатели в использовании природных ресурсов не опережали темпы их восстановления. Иными словами, коэффициент использования ресурсов не должен превышать коэффициент их восстановления, поскольку объемы потребления многих жизненноважных ресурсов уже превысили физически допустимые нормы. И если не будут приняты меры по существенному сокращению потребления ресурсов, то в ближайшее время произойдет спад производства промышленных и сельскохозяйственных товаров со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Для предотвращения такого рода негативных последствий необходимо резкое повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов, поскольку существующие способы их переработки и применения малоэффективны и сопровождаются многочисленными отходами. В этой связи разработка экологобезопасных технологий, позволяющих существенно уменьшить отходы производства, является важнейшим стратегическим направлением современного природопользования. Предотвращение негативных тенденций сложившегося сугубо потребительского вектора развития цивилизации возможно на пути переориентации экономического развития с чисто количественных показателей производства товаров широкого потребления на повышение производительности в использовании ресурсов. Как показывают расчеты, проделанные посредством современных методов, в настоящее время вполне реальным является повышение ресурсов в четыре раза .
В этом аспекте особое значение принадлежит исследованиям в области биотехнологии и генетической инженерии, позволяющие использовать преимущества эволюции живой природы и технического творчества. Те совершенные регуляторные системы, которые приобрели живые организмы в ходе длительной биологической эволюции, становятся объектом внимания конструкторов технических устройств и переносятся в сферу технического знания. На этом пути достигнуты существенные результаты в области авиастроения, при строительстве подводных лодок, создании различного рода приборов предсказания сейсмических колебаний, шторма и т. д. В настоящее время предстоит приложить максимум усилий для создания технических устройств по принципиальной схеме эволюционного процесса, в связи с этим необходимы знания в области экономного использования вещественных и энергетических ресурсов. Известно, например, что коэффициент полезного действия двигателей внутреннего сгорания не превышает 20 %, в то время как на уровне воспроизведения жизни (на уровне полового процесса) он достигает 80 %.
Во многих случаях миниатюризация технических устройств достигается преимущественно путем замены традиционных материалов искусственно созданными на биохимической основе.
Важную роль в определении путей рационального природопользования играет разработка энергосберегающих технологий, поскольку все еще значительны потери энергии при ее трансформации и передаче на значительные расстояния. Наряду с этим поиск альтернативных источников энергии (ветра, воды, солнечной энергии, приливов, энергии из биомассы и др.) – важная задача современной науки, так как существуют технические и экономические возможности для ее решения. Однако этому мешают мировоззренческие, политические и психологические стереотипы мышления, поскольку укоренившиеся представления о чисто количественных показателях экономического развития всегда служили стимулом экономического процветания, личного обогащения, повышения уровня материального потребления, карьерного роста и др., что предопределило в целом успехи промышленной цивилизации. Эти успехи были достигнуты благодаря научно-техническому прогрессу, который всецело был ориентирован на получение конкретных результатов в научной деятельности без учета их экологических последствий. Такого рода прагматическая установка, сохранившаяся до сих пор, должна уступить место формированию мировоззренческих установок, ориентированных на сохранение пригодной для обитания среды. Выполнение этого условия возможно при сохранении качественных характеристик биосферы, определяемых закономерностями эволюционного процесса. Важная роль при отводится соблюдению требований экологического императива, определяющего границы антропогенного воздействия на природные экосистемы. В этой связи социально-экономическое развитие должно быть нацелено на разработку таких технологий и методов производства, которые бы не нарушали нормального функционирования экосистем. Задачей сельскохозяйственного производства является создание таких экосистем, которые бы обладали достаточной продуктивностью при сохранении их стабильности и устойчивости. Именно поэтому новая стратегия во взаимодействии общества и природы предполагает их взаимосогласованное развитие на основе коэволюционной стратегии, которая задает новые направления в организации научного знания, определяющие пути дальнейшего социально-экономического развития. Формирование коэволюционной стратегии предполагает синтез естественно-научных и гуманитарных дисциплин на основе утверждения особого рефлексивного отношения человека к самому себе и природе. До сих пор этика, как правило, была ориентирована на изучение критической оценки ценностей и отношений, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми. В настоящее время имеет большое значение систематизация и критическая оценка тех ценностей и отношений, с которыми люди вступают во взаимодействие с природным окружением. Эти теоретические положения получают обоснование в концепции сохранения биологического разнообразия, основная идея которой сводится к пониманию того, что сохранение сложившегося разнообразия видов является необходимым условием поддержания стабильности отдельных экосистем и биосферы в целом.
- Философия
- Предисловие
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- 1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
- 1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
- 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии
- 1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
- 1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- 2.1. Философия Древнего Востока
- 2.2. Античная философия
- 2.3. Философия Средневековья и Возрождения
- 2.4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
- 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- 2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
- 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
- 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
- 3.4. Эволюция марксистской философии XX в. (д. Лукач,
- 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.), лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
- 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
- 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.) и неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
- 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения
- 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
- 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения
- 4.4. Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия
- 4.5 Русская философская мысль на рубеже XIX–XX вв.
- Раздел II. Философия бытия
- Тема 5. Метафизика и онтология
- 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса историческом в развитии философии
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)
- 5.5. Диалектика как философская теория развития
- Тема 6. Философия природы
- 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа
- 6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
- 6.3. Природа как среда обитания
- 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
- 7.1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
- 7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
- 7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
- 7.4. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
- 7.5. Социокультурные модусы человеческого бытия социализация, деятельность, коммуникация и др.)
- Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражение) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания
- 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
- 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
- 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
- 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
- 9.5. Структура познавательного процесса
- 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- 10.1. Понятие и роль науки в обществе
- 10.2. Наука как система знаний, как деятельность и социальный институт
- 10.3. Специфика научного познания
- 10.4. Структура и формы научного познания
- 10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
- 10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
- 10.7. Особенности классической, неклассической, постнекласси-ческой науки в ее историческом становлении
- 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
- 10.9. Роль науки в развитии техники. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- 11.2. Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты
- 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
- Тема 12. Основные проблемы политической философии
- 12.1. Феномен власти и политики
- 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней
- 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- 12.4. Политические технологии в современном обществе
- 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
- 13.1. Общество в его историческом развитии, антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы
- 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
- 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
- 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
- Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
- 14.1. Понятия техники и технологии
- 14.2. Происхождение техники
- 14.3. Природа технического знания
- 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
- 14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества
- 14.6. Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники
- Тема 15. Философия культуры
- 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 15.2. Основные подходы к анализу культуры
- 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие форм культурно-исторического процесса
- 15.4. Духовная жизнь общества
- 15.5. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества
- Литература
- Философия: курс лекций для студентов
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.