Иммануил Кант
Сын пиетистки, считавшей, что религиозность должна быть внутри человека. Всю жизнь прожил в Кёнигсберге, там и получил образование. Поначалу был последователем Лейбница и Вольфа, преподавал, решил заниматься философией, чтобы ответить на четыре вопроса:
1)Что я должен знать? (гносеология)
2)Что я должен делать? (этика)
3)На что я должен надеяться?
4)Что такое человек?
Гносеология. Кант оговаривается, что не даёт в своей книге типичных философских воз зрений, его интересует только вопрос, каким образом мы получаем знания. Нужно выяснить, как формируются наши познания, а выражаются они в форме суждений: субъекта и предика та. До Канта не обращали внимания, что есть суждения синтетические, а есть аналитические. Аналитические суждения не расширяют наши знания, они раскрывают мыслимое неяв но. Например: все тела имеют протяжённость — в понятие «тело» уже вложено наличие протяжённости. Синтетические же суждения расширяют знания, прибавляя к субъекту предикат, который до этого в нем не содержался. Все аналитические суждения априорны; синтетические суждения апостериорны.
Кант замечает, что у опытных суждений есть недостаток: они не имеют характера общезначимости и необходимости. Но, в отличие от Юма, пошедшего по пути скептициз ма, Кант считает научные знания достоверными. Они содержат нечто такое, чего опыт дать не может, ведь как возможна математика, физика и метафизика? Кант замечает, что ряд суждений имеют априорный характер: законы Ньютона, законы сохранения, закон достоверного основания Лейбница («всё имеет причину»). По Юму, математическое зна ние есть всего лишь разложение наших знаний, не нуждающееся в опыте. Кант считает, что во всех основных науках есть априорные синтетические суждения: «все тела имеют тяжесть», «кратчайшее расстояние есть прямая».
Как возможен синтез из знаний, не основанных на опыте? Математика очень успешно это делает. Кант выдвигает идею трансцендентальной философии (выходящий за пределы, не путать с трансцендентным, запредельным): трансцендентальным является всё, что не при обретается опытом, но участвует в синтезе. Эта философия исследует не то, что мы познаём, а то, как мы познаём. Кант предлагает простую схему: выделять в наших знаниях форму и содержание. Форму знания мы можем получить без взаимодействия с реальностью, и её можно изучать независимо от содержания; форма исходит от субъекта, и её как раз исследует трансцендентальная философия Канта.
- Досократики
- Милетская школа
- Пифагорейская школа
- Эмпедокл
- Демокрит
- Классическая античная философия
- Сократ
- Аристотель
- Христианство
- Гностицизм
- Философия Нового времени
- Фрэнсис Бэкон
- Рене Декарт
- Бенедикт Спиноза
- Английский эмпиризм
- Джон Локк
- Дэвид Юм
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Немецкий идеализм
- Иммануил Кант
- Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
- Неклассическая философия XIX века
- Первый позитивизм
- Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
- Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Экзистенциализм
- Николай Александрович Бердяев
- Альбер Камю
- Логический позитивизм (неопозитивизм)
- Пьер Морис Мари Дюгем
- Аналитическая философия
- Бертран Артур Уильям Рассел
- Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
- Постпозитивизм
- Карл Раймунд Поппер
- Постмодернизм
- Актуальные проблемы философии
- Западничество
- Пётр Яковлевич Чаадаев
- Славянофильство
- Иван Васильевич Киреевский
- Константин Сергеевич Аксаков
- Религиозная философия XIX века
- Фёдор Михайлович Достоевский
- Владимир Сергеевич Соловьёв
- Философия XX века
- Николай Александрович Бердяев
- Семён Людвигович Франк
- Экзаменационные программы
- Четвёртый курс