logo search
Filosofia / Filosofia

Мораль как регулятор социального поведения.

Мораль (лат. moralis — нравственный, mores — обычаи, нравы, поведение) — специфический способ регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преобладание ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов человека и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию их интересов друг с другом и с интересами общества в целом. В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие «нравственности». Между ними существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Но мораль — особая форма общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие законы поведения (сфера идеально-должного). Нравственность — совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего). В морали выделяют следующие основные структурные элементы: моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших»); моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм); морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность). Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека, являются: 1) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения); 2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности); 3) императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления); 4) мораль — сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а также сфера его личной ответственности. Обусловлена социально — исторически, ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется следующими факторами: типом материально-производственной деятельности; социальной структурой; господствующей системой ценностей; состоянием государственно-правовой регуляции; средствами коммуникации. Но для того, чтобы зафиксировать изменения ценностно-нормативной структуры морали, необходимо сопоставить сравнительно длительные этапы эволюции общества. Существуют следующие основные теории происхождения морали: естественно-историческая, религиозная, ценностная. Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности, называется этикой.  Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, основной характеристикой социального мира. В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и выражено величие человеческого духа. К основным социальным функциям морали относят:  оценочную (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому миру высший смысл);  императивную (свойство морали требовать определенного поведения, отражает характер долженствования в морали, т. е. поведение как должное);  воспитательную (создает условия для самосовершенствования личности);  коммуникативную (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);  гуманизирующую (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);  познавательную (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).