51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
Общество — это обособившееся от природы сложное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей. Философско-теоретический анализ общества возможен только на базе исследования его идеальной модели, ибо выявить сущность социального процесса можно лишь освободив его от конкретно-исторической формы, представив процесс "в чистом виде", в логической форме, т.е. в такой, в которой он может существовать только в теоретическом сознании.
Теоретический анализ общества, его познание предполагают рассмотрение общества в качестве целостного организма, элементы которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Важнейшей философской проблемой при этом является вопрос о том, как взаимодействует общественное сознание с общественным бытием, каким образом соотносятся субъективные цели людей с объективными условиями их деятельности.
Поиски оснований исторического процесса осуществлялись во всех философских системах. Тем самым формировалось определенное мировоззрение и те или иные методологические установки для частных общественных наук. При этом процесс познания во многом определялся ценностными ориентациями исследователя.
Характерны в этом отношении взгляды мыслителей органической школы - социобиологии, возникшей в конце XIX в. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле и др.) отождествляли общество с организмом и пытались объяснить социальную жизнь с помощью биологических закономерностей. В XX в. эта концепция постепенно утрачивает свою популярность, ибо является редукционистской.
Значительно большую аналогию мы наблюдаем между обществом людей и сообществом животных, птиц, насекомых. Так, например, у пчел имеется строгое "разделение труда" между "сторожами", охраняющими вход в улей, трутнями, рабочими пчелами. Рабочие пчелы в улье всегда ждут определенной частоты вибрацию, которую воспринимают с помощью лапок как сигнал возвращения "пчел-разведчиков". По этому сигналу они как по команде вылетают из улья и, "изучив" характер танца разведчиков, показывающий им направление и примерное расстояние до места питания, дружно летят к этому месту. Пчела-сторож, находящаяся у входа в улей, не обращает внимания на пролетающих мимо рабочих пчел, но очень чувствительна к тону звука пчел-воришек, даже если те находятся сравнительно далеко (трутень по размерам, окраске и форме тела не отличается от рабочей пчелы, но выдает себя характерным звуком). "Часовые" термитов сообщают о приближении опасности жителям своего холмика выстукиванием головой сигнала тревоги о стенки туннеля. В стае пингвинов наиболее опытным поручается заниматься "воспитанием" детенышей.
Подобные примеры целесообразной организации образа жизни в живой природе свидетельствуют о генетической, исторической связи мира насекомых, птиц, животных с обществом людей, хотя такая четкая организация - следствие естественного отбора, не более того.
Методологически ограничен и антропологический принцип объяснения общества и человека как части природы. Исходя из этого принципа, Фейербах, например, рассматривал человека как чувственно-телесное и страдающее существо, обладающее неизменным стремлением к достойному существованию. А поскольку феодальный №ет, религия, государство противоречили естественной природе человека, обосновывалась правомерность их устранения.
Теоретическая модель общества, сконструированная мыслителями ХУШ-ХК вв., не могла объяснить действительный исторический процесс. Приверженцы прежней философской антропологии выдвигают в наше время категорию "человек" в качестве антитезы понятиям "общество" и "природа". Духовное содержание личности при этом рассматривается как обусловленное не общественными отношениями, а творимое лишь самим собой. (Ныне философская антропология является составной частью социальной философии).
С попытками объяснения общественной жизни выступает и теория социального действия, возникшая в 20-е годы нашего столетия (М. Вебер, Ф. Знанецкий). Ее исходным пунктом является идея, согласно которой решение социальных проблем следует искать не в изменении объективной действительности, а в преобразовании взглядов, представлений субъекта.
Наиболее полно выявить объективные основания исторического процесса удалось К.Марксу, который рассматривал общество как социальный организм в его целостности и развитии. Он показал, что исторический процесс не существует вне и помимо деятельности людей. И основным видом такой деятельности является труд, который выступает постоянной и естественной необходимостью человеческого общества, а производство - материальной основой его жизни и развития.
Побудительным мотивом И детерминирующим фактором общественного развития являются потребности и интересы. Потребность выражает зависимость субъекта от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят со средствами и условиями деятельности. Последние представляют собой социальную сферу, предполагают место и время реализации цели.
В отличие от обычных связей организма со средой, человек в процессе труда воздействует на предмет труда с помощью средств труда, в которых он обретает как бы искусственные органы, увеличивающие могущество человека, усиливающие его за необходимой информацией, накапливаемой и хранящейся, а затем передающейся благодаря деятельности особых социальных институтов, с помощью средств духовной и материальной культуры.
Такова модель общества и структура процессов, харак3теризующих его жизнедеятельность.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.