logo search
философия эконом

5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц

Бенедикт Спиноза (1632–1677) – нидерландский философ, еврей по происхождению. Настоящее его имя – Барух. За вольнодумство был отлучен от синагоги, эмигрировал во Францию, где умер в нищете.

Фундамент философских воззрений Б. Спинозы – учение о природе, в котором он был пантеистом: считал природу единственной субстанцией, которая является причиной самой себя. Природа делится на творящую (Бог) и сотворенную, которые находятся в неразрывном единстве. Другие ее свойства: вечность, бесконечность, неделимость и т. д. Эта субстанция обладает признаками, среди которых Б. Спиноза выделял необходимые и возможные признаки.

Необходимых признаков – атрибутов, как считал философ, бесконечное множество, человек же может постичь лишь два – протяженность и мышление. Возможные признаки – модусы. Основными модусами субстанции Б. Спиноза считал движение и покой. Субстанция и ее атрибуты и есть творящая природа, а модусы – сотворенная. Все единичные вещи относятся к этой субстанции как множество точек, лежащих на прямой, к самой прямой.

Другая характерная черта учения Б. Спинозы – жесткий детерминизм. В природе все подчинено необходимости, даже Бог, потому что его побуждает творить его собственная сущность. Все единичные вещи тем более необходимы. Эти воззрения приводили его к фатализму, который он пытался смягчить своим учением о свободе.

Философ считал, что необходимость не только не исключает свободы, а наоборот, предусматривает ее. Б. Спиноза рассуждал так: если бы в природе господствовал хаос и человек как ее часть не подчинялся необходимости, то тогда и природа, и, что еще хуже, человек, был бы сам для себя непредсказуем. Но, поскольку необходимость существует, то, познавая ее, человек становится свободным. Именно Спиноза был автором известного изречения: “Свобода – осознанная необходимость”.

Какую же необходимость должен познать человек, чтобы стать свободным? Это, во-первых, познание природы мира и, во-вторых, познание собственной природы. Большее внимание Б. Спиноза уделял второму, так как считал, что человек свободен, когда действует по необходимости собственной природы, а не по принуждению. В чем же природа человека?

Воззрения на нее философ изложил в своем этическом учении, в произведении “Этика, доказанная в геометрическом порядке”. Все многообразие психической жизни человека он сводил к двум простым составляющим:

  1. к разуму, с которым отождествлял волю;

  2. к страстям, или аффектам:

а) радость;

б) печаль;

в) вожделение.

Эти аффекты вырастают из стремления человека к самосохранению. Человек зависим от аффектов, которые он не осознает. Поэтому познание этих аффектов и есть путь к свободе. Для того, чтобы это познание было успешным, оно должно само стать аффектом, заглушив собой все остальные аффекты. Отсюда Б. Спиноза делал вывод, что самый свободный человек – это отрешенный от жизни мудрец, не имеющий никаких аффектов, кроме “интеллектуальной любви к Богу”, проявляющейся в познании природы путем ее созерцания. Свободный человек для Спинозы – это антипод человека толпы, предметом вожделения которого являются деньги. «Деньги, -пишет философ, - представляют в сокращенном виде все вещи; от этого происходит, что образ денег обычно наиболее занимает толпу, так как она не может вообразить какой-нибудь вид радости иначе как в сопровождении идеи денег как причины» (Спиноза Б. Этика. Минск – Москва. – 2001. – С. 294).

Английский философ и государственный деятель Томас Гоббс (1588–1679) был сыном крестьянки и бедного приходского священника. Из всех философов Нового времени он был наиболее последовательным материалистом. Основные черты материализма Т. Гоббса таковы:

  1. отрицание существования душ как особых субстанций;

  2. утверждение, что тела – единственные субстанции;

  3. убеждение, что вера в Бога есть продукт человеческого воображения.

По этим вопросам у него был спор с Р. Декартом, но каждый из них остался при своем мнении.

Так же, как и Ф. Бэкон, Т. Гоббс был сторонником индуктивного метода. Так же, как и Б. Спиноза, он разработал учение о природе человека, изложенное в произведении “Левиафан”. Это учение очень похоже на учение Н. Макиавелли. Согласно Т. Гоббсу, с моральной точки зрения природа человеческая зла и поэтому в обществе идет постоянная “война всех против всех”. Так же, как и Н. Макиавелли, Т. Гоббс выводит из человеческой природы учение о сущности государства и права, которое называет теорией общественного договора.

Суть ее в следующем: существованию государства предшествовало так называемое естественное состояние, в котором “каждый имеет право на все”. В этом состоянии в полной мере и проявлялась та самая “война всех против всех”. Поэтому Т. Гоббс считал, что со временем “огромное множество людей” заключили между собой общественный договор и создали государство, чтобы ограничить войну между людьми.

Философ был противником демократии, считал, что лучшей является сильная власть суверена, а во время смуты навести порядок может только диктатура. Но при этом он утверждал верховенство закона. Именно Т. Гоббс заложил фундамент теории правового государства.

Немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716), так же, как и Б. Спиноза, разрабатывал концепцию субстанции. В этом учении он использовал давнюю идею о единстве макрокосма и микрокосма. Центром его философии было учение о монадахпростых неделимых субстанциях, духовных единицах мироздания. Субстанций-монад бесконечное множество, они имеют духовную, внепространственную природу, чем они похожи на идеи Платона. Первичные качества монад – самостоятельность и самодеятельность. Материя же – пассивное начало, она неспособна к самодвижению и приобретает подвижность лишь благодаря соответствующим монадам.

По степени совершенства, запрограммированного Богом, существует три вида монад, различающихся разной способностью к представлениям:

  1. низшие – характеризуются “темными представлениями”, или пассивной способностью восприятия;

  2. монады-души – могут иметь ощущения и более яркие представления;

  3. монады-духи – имеют сознание, способность к мышлению.

Соединение первых монад с материей порождает неодушевленные предметы, вторых – живых существ и третьих – людей.

С одной стороны, каждая монада – это отдельный “мир в себе”, а с другой – отображает и содержит в себе весь мир в целом.

Важнейшая черта всех монад – их целенаправленное развитие. Движущая сила этого развития – внутренняя программа, заложенная в каждой монаде Богом. Конечная цель этого саморазвития, или программа-максимум каждой монады – состояние Бога, бесконечное приближение к которому – природное стремление всех монад.

Будущим экономистам интересно будет узнать, что Лейбниц внес определенный вклад в развитие экономической науки, он занимался не только общими, философскими проблемами, но и частными вопросами экономики. К примеру, анализируя процессы монетного обращения, он выяснил зависимость падения цен на благородные металлы от привоза серебра из заморских колоний Испании.

Значение философии Г.В. Лейбница в том, что он первым из философов Нового времени делает попытку преодоления механицизма и провозглашает всеобщий принцип развития и саморазвития, деятельности и внутренней активности.