4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
Последний период Возрождения ознаменовался также Реформацией. Это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале ХVІ века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, скандинавских стран, Нидерландов, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Реформация существенно отличается по своему духу от Ренессанса, однако общей между ними была направленность против средневековой схоластики, обе они выражали необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии и этим образовывали предпосылки создания философии Нового времени.
Эпоха Возрождения способствовала развитию культуры, науки, философии, но они оставались доступными узкому кругу людей. Духовную жизнь того времени определяла религия. Она была по-прежнему представлена католической церковью, которая сохраняла свое господство во всех сферах, и это привело к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и прочее творились именем учителя любви и милосердия – Христа. Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Поэтому реформисты легко и доступно дали ответ на вызов истории: католическую церковь надо отвергнуть потому, что она безнравственна, а следовательно, безбожна!
Одним из предтеч Реформации был чешский богослов Ян Гус. Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на национальный язык и за создание независимых от Рима церквей.
Реформация породила третью ветвь христианства – протестантизм. Главное его отличие от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По представлениям протестантов, благодать нисходит на человека от Бога, минуя церковь, спасение достигается только благодаря личной веры и воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской, освобождало человека от феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинство.
Ведущей силой в борьбе против феодализма была зарождающаяся городская буржуазия – бюргерство. Оно и определило особенности протестантизма. Бюргерство в ХVІ в. было занято еще накоплением капитала (ведь это был период так называемого первоначального накопления). И церковь, нужная этому бюргерству, должна быть дешевой. Не отнимая много времени, церковь должна была освящать практику накопления и не давать преимуществ дворянам и князьям перед бюргерами. Не должно быть особых преимуществ и у духовенства. В мире должно было остаться лишь одно преимущество – преимущество имущества, частной собственности, только одно неравенство – неравенство бедных и богатых.
Реформаторское движение имело своего выдающегося представителя в лице М. Лютера (1483 – 1546), основателя немецкой Реформации, на которого оказали влияние мистика и учение Яна Гуса. М. Лютер был монахом монастыря августинцев, известного особой строгостью устава. Но спустя десять лет пребывания в монастыре он начинает сомневаться в монашеском аскетическом пути.
Началом реформаторского движения послужило обнародование М.Лютером в 1517 г. в Виттенберге своих исторических “95 Тезисов”, направленных против торговли индульгенциями. Основной мотив “Тезисов” - мотив внутреннего раскаяния и сокрушения, противопоставляемого любым делам, подвигам и заслугам.
Свое отношение к схоластике М. Лютер выразил в своем программном сочинении “Гейдельбергская депутация”. Он отрывает веру от разума, считая, что обоснование веры с помощью разума невозможно, поскольку Бог непознаваем. Недопустимо также и ориентирование разума с помощью веры в его мирском исследовании. Таким образом, вера и разум имеют разные области применения и не должны пересекаться. Систему образования, основанную на схоластике, реформатор предлагал заменить формальным обучением мышлению посредством логики, которое заключается в том, что “человеку раздельно и четко называют вещь короткими и ясными словами”, и именно не по-латыни, а на родном языке.
После спада первой волны Реформации (1531) поднимается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Ж. Кальвина (1509 – 1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии.
В своем учении (кальвинизм) реформатор исходил из идеи предопределения. Ж. Кальвин довел эту идею до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены Богом к спасению и небесному блаженству, а другие – к гибели и вечным мукам. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен ко спасению.
Основатель кальвинизма проповедовал предельное ограничение своих жизненных потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Успех в профессиональной деятельности – признак богоизбранности, профессия выступает как призвание, место служения Богу, поэтому профессиональный успех – самоценность, а не средство достижения материальных благ.
Провозглашенную Реформацией свободу совести и толкования Библии Ж. Кальвин свел к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения. С 1541 г. он становится фактическим диктатором города Женева, полностью подчинив его светскую власть церкви.
Идеологом радикального, крестьянско-плебейского крыла Реформации был вождь народной революции в Германии Т. Мюнцер (1490 – 1525), церковный проповедник, на которого большое влияние оказали мистические учения.
Реформацию Т. Мюнцер видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Религиозно-философские воззрения реформатора основаны на идее немедленного установления на земле «царства божьего», под которым им понималось социальное равенство с отменой частной собственности. Политическая программа Т. Мюнцера близка к утопическому коммунизму и вела к полному расхождению с мещанской Реформацией М. Лютера.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература