1.4 Древнегреческие правовые учения в период эллинизма: Эпикур и Полибий
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными. Развитие рабовладения требовало создания крупных военно-бюрократических монархий типа Македонии. С походов Александра Македонского начинается период эллинизма -- период греческого расширения на Восток и образования обширных государств как переходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом.
Утрата греческими государствами независимости породили среди граждан настроения упадничества, неуверенности, аполитизма. Новые восточные монархии представлялись свободному греку, воспитанному в полисных традициях, настолько громадными, что он ощущал себя беспомощным и неспособным повлиять на исход общественных событий. В сознании рабовладельческих кругов начинает процветать индивидуализм; проповедь морального освобождения соседствует с преклонением перед государством, с обожествлением личности монарха. Теоретическое изучение права деградирует, уступая место моральным наставлениям или религиозной мистике. Новыми в политико-правовой теории того времени были идеи космополитизма, мирового господства и всемирной монархии.
В социально-политической теории идеи рабовладельческой демократии отстаивал Эпикур (341--270 гг. до н.э.). Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. Справедливость не существует сама по себе; это -- договор о том, чтобы не причинять вред и не терпеть вреда, заключенный при общении людей. Этот договор всегда относится к тем местам, где он заключается. Право и государство являются производными договора, результатом соглашения.
Эпикур настойчиво подчеркивал относительный и условный характер справедливости, воплощенной в законах различных государств: «В применении к особенностям места и обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же». Его учение отрицает всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору. О естественном праве, по его мнению, можно говорить лишь применительно к договору, который служит пограничной чертой, разделяющей то время, когда люди жили, подобно животным, не имея законов, и эпоху общественной, государственной жизни. Эпикур относил договор о взаимной пользеодновременно и к естественным явлениям, и к искусственным конструкциям.
Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Своих последователей он учил «жить незаметно». Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике и праву.
Против философии Эпикура резко выступили стоики. Термин «стоицизм» происходит от слова «стоя» (колоннада, галерея) -- от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китийский (ок. 336 -- ок. 264 гг. до н.э.).
Стоики явились продолжателями платоновско-аристотелевской линии в философии. Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.
Вслед за Аристотелем стоики утверждали, что общественные установления и государство коренятся в природе, что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государственной жизни современного им общества, стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Но естественное право мыслилось ими как универсальный, общемировой закон, государство -- как мировое сообщество. В духе космополитических представлений того времени Зенон из Кития учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства.
В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма не отрицали общественную деятельность. Благо государства ценилось ими выше, чем благо индивида. Стоики заявляли, что добродетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву государству.
Религиозные искания стоиков, их призывы покориться судьбе оказались в то же время созвучными настроениям, охватившим широкие круги древнегреческого общества в условиях его кризиса.
Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (200--120 гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции. Основной мотив написанной им «Истории» в 40 книгах -- путь римлян к мировому господству.
Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная и правовая жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество и правовая система проходят состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого «формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются».
Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия -- единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства -- в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия -- власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) -- худшая форма государства:«Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца». Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.
Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Такое государство «неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия». Исторические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо выделял политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество римской державы, покорившей «почти весь известный мир». Творивший в эпоху утраты греческими полисами независимости, Полибий выступал с аристократических позиций проримской ориентации и призывал греков подчиниться завоевателям.
Политическая концепция Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.
- Введение
- Глава 1. Правовые учения Древней Греции
- 1.1 Политические и правовые позиции софистов
- 1.2 Учение Платона о государстве и законах
- 1.3 Правовая теория Аристотеля
- 1.4 Древнегреческие правовые учения в период эллинизма: Эпикур и Полибий
- Глава 2. Правовые воззрения древних римлян
- 2.1 Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии
- 2.2 Политико-правовая концепция Марка Туллия Цицерона
- 2.3 Римские юристы и их взгляды
- Античная культура.
- 8) Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции.
- Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 43. Античный тип культуры. Роль античной культуры в европейской цивилизации
- Вопрос8 Философия в системе античной культуры. Космоцентризм античной философии.
- Античный символизм. Концепция античности.
- Античная культура
- Философия в античной культуре.