Функции философии и ее роль в жизни общества

контрольная работа

1. Философия как особая форма духовной жизни

Важной стороной в философии является развития общества и его духовная жизнь. Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается раз-личными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно от-нести духовные потребности людей, направленные на созда-ние и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную дея-тельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное по-требление как потребление духовных ценностей и духовные от-ношения между людьми, а также проявления их межличност-ного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная дея-тельность. Ее можно рассматривать как деятельность созна-ния, в процессе которой возникают определенные мысли и чув-ства людей, их образы и представления о природных и соци-альных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они во-площаются в моральных принципах и нормах поведения, про-изведениях народного и профессионального искусства, рели-гиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духов-ных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, худо-жественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, про-изводственном и ином коллективе, в межнациональном обще-нии и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распростра-нение духовных ценностей с целью их усвоения возможно боль-шим числом людей. Это имеет решающее значение для по-вышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой де-ятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельнос-ти выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и само-сознания.

Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную соци-альную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравст-венных, эстетических, религиозных и других, уровнем духов-ной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартиза-ции потребностей и вкусов многих людей.

Отвергая всякое манипулирование личностным и группо-вым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях -- познавательных, художест-венных, нравственных и других. В этом случае потребление ду-ховных ценностей будет выступать как целенаправленное со-зидание и обогащение духовного мира людей.

Встает задача повышения уровня культуры духовного по-требления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Дня этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сде-лать ее доступной и интересной для каждого человека.

Производство и потребление духовных ценностей опосреду-ется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духов-ным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей--их про-изводства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды ду-ховных отношении, как познавательные, нравственные, эсте-тические, религиозные, а также духовные отношения, возни-кающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

Духовные отношения -- это прежде всего отношения интел-лекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете -- ко всей действительности. Они пронизы-вают духовную жизнь общества от начала до конца.

Установившиеся в обществе духовные отношения проявля-ются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психо-логический фон межличностного общения и во многом обу-словливают его содержание.

Общественное и индивидуальное сознание является центральным моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, напри-мер, духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознан-ное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть вопло-щение ума и чувств людей. Духовное производство есть произ-водство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Все эти духовные образования вы-ступают в качестве предметов духовного потребления. Духов-ные отношения между людьми есть отношения по поводу ду-ховных ценностей, в которых воплощено их сознание.

Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Надо сказать, что отражение общественной жизни в общественном сознании не является каким-то механически-зеркальным, подобно тому как в зеркальной глади реки отражается расположенный вдоль ее бере-гов природный пейзаж. В данном случае в одном природном явлении чисто внешне отразились черты другого. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание.

Общественное сознание имеет социальную природу. Оно

возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. Именно в ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях -- это две стороны практической деятельности людей.

Будучи отражением явлений общественной жизни, различного рода образы, взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми данных явлений в своих практических целях, в том числе в целях их непосредственного потребления или же иного их использования, скажем, в целях эстетического наслаждения ими и т.д. В конечном счете содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.

Можно, пожалуй, согласиться в какой-то мере с положением о том, что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество.

Делись добром ;)