Духовная жизнь общества

контрольная работа

1. Социальная природа духовной жизни общества

"Так или иначе, человек живет как бы на перекрестке времени - прошлого и настоящего. Смерть памяти - смерть духа, ибо она, память, - познание накопленным опытом самого себя, истоков и направления бытия…" Ю. Бондарев.

Духовную сферу общественной жизни отличают ярко выраженные многоплановость и разнообразие. Человечество смогло выработать немало способов духовного постижения и освоения мира: научный, эстетический, нравственный, религиозный и другие. Каждый из них схватывает лишь какую-то часть реальности, а в совокупности они образуют своеобразное системное единство, как существенные различия способов духовного освоения мира, так и их взаимодополняемость, внутренняя взаимосвязь

Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность (присутствующая в нас самих, являющаяся неотъемлемой частью личности человека), совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Дух, идеальное начало, не существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они надиндивидуальны , всеобщи, объективны, то есть от человека вроде и не зависят. Этот непонятный феномен таких идеальных начал составляет суть проблемы духа. Проблема духа, проблема духовности - это есть определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя "вчерашнего" в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема "жизнетворчества". Внутренней основой самоопределения личности является "совесть" - категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.

Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность, поэтому философы всегда уделяли особое внимание этому. Один из самых первых философов, которых интересовала проблема духа, был Платон. Он предпринял фундаментальную попытку поставить и разрешить этот вопрос. В его философии бесплотное, неопределенное идеальное начало превращается в достаточно четко систематизированную, иерархизированную структуру, которая буквально держит мир, составляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир - лишь его несовершенным подобием.

Далее продолжение так сказать "Линии Платона", было в Средневековье. Это своеобразное развитие проявилось в христианстве. Христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платоном материальным миром сменилось его однозначным принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в конечном счете духовное начало.

Позже произошла смена философских предпочтений и началась новая историческая эпоха. Эпоха рационализма! Люди гласили: "Разум правит миром!", но этот разум был уже не Божим, а человеческим. Это было в восемнадцатом веке, когда реальные успехи человеческого разума были настолько велики и очевидны, что каких-либо преград светоносному разуму просто не замечали. Не смотря на то, что люди верили в рациональное управление историей, в эту эпоху произошло много переворотов и очень много колоссальных малопонятных жертв и страданий!

Но стоит отметить труды Карла Маркса (сделанные в эту эпоху). Ему принадлежит несомненная заслуга четкой постановки и решения вопроса о происхождении человеческого разума и движущих пружинах его эволюции. Его концепция материалистического понимания истории, смысловым стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, позволяла просто и логично объяснить как само появления человеческого разума, так и многие его последующие приключения. Более простого и ясного рационалистического решения этой проблемы пока еще никто не предложил.

Карл Маркс недаром выделил зависимость общественного сознания от общественного бытия, ведь структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание - это целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание - это феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.

Сознание как отражение и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать его. Общественное сознание есть результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом, собственно, и состоит его социальная природа и основная особенность. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию. Оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику.

Затем на смену рационалистической философии пришла неклассическая философия. Она сознательно культивировала иррационализм. На этом пути было открыто немало интересных истин.

Исторические эпохи меняются из-за смены философских предпочтений. Что можно сказать о нашей современной духовной ситуации?

Характерной чертой современной духовной ситуации является ее глубочайшая противоречивость. С одной стороны, в ней есть надежда на лучшую жизнь, захватывающие дух перспективы. С другой - она несет тревоги и опасения, поскольку отдельный человек остается в одиночестве, теряется в грандиозности происходящего и море информации, утрачивает гарантии защищенности.

Ощущение противоречивости современной духовной жизни нарастает по мере того, как одерживаются блестящие победы в науке, технике, медицине, увеличивается финансовое могущество, растет комфорт и благополучие людей, приобретается более высокое качество жизни. Обнаруживается, что достижения науки, техники и медицины могут быть использованы не во благо, а во вред человеку. Ради денег, комфорта одни люди способны беспощадно уничтожать других.

Таким образом, главное противоречие времени состоит в том, что научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом нравственным-

"В прошлом опасность было в том, что люди становились рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами". Эрих Фромм.

Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности. Но генетическая связь духа с практической деятельностью человека никогда не прерывается.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, "узловых" моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни.

Все мыслительные операции формируются в результате своеобразного переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план. Это обстоятельство создает объективную основу вроде бы чисто субъективной человеческой духовности.

Кроме того, у духа есть еще одно основание объективности. Различные продукты духовной деятельности (идеи, нормы, идеалы) раз возникнув и доказав свою практическую значимость, сохраняются в социальной памяти человечества неограниченно долго. Но для того, чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение, любое духовное образование должно материализоваться, воплотиться во что-то предметное (знак, символ, звук, изображение). Это "опредмечивание" идеального одновременно выступает и как его объективизация. Такая новая реальность, (не сами по себе тексты, звуки, правила, а их смысл, содержание!) обособляется от отдельного человека и выступает по отношению к нему, а также ко всем последующим поколениям людей, как нечто объективное, то есть независимое от сознания конкретных людей, но в то же время вне этого сознания просто не существующее. Средства общения людей, языки, правила логического мышления, представления о красоте, справедливости, истине становятся мыслительными формами, приобщение к которым и составляет суть процесса социализации человека, то есть усвоение им основных норм культуры.

Подведем итоги

Понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования.

Главное здесь - не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения "истины, добра и красоты" и других высших ценностей.

Делись добром ;)