Жизнь Сократа как образец практической философии

курсовая работа

Введение

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!» Сократ

Много веков подряд жили греки в размеренном своем темпе, поклоняясь Дионису и принося жертвы, и жили с мыслью о том, что все предрешено, и ни один человек в мире не в силах что-либо изменить. Пока не появился на свет Сократ, который одной своей жизнью заставил человечество поверить в свои силы, в то, что все возможно при желании, он обратил взор людей от трагического и необъяснимого в сторону радостного и всепознаваемого. Для того всеобщего настроения, какое царило в то время в Греции, эти идеи были настолько экстраординарными, что казались даже кощунственными. Но, тем не менее, они снискали признание. Так каким же был этот человек, сумевший перевернуть сознание, мировоззрение всей культуры? Родился он таким, или же определенные события в его биографии оказали на него столь кардинальное влияние? Попробую на основании доступных о нем источников составить его биографию и проанализировать, как эти события сказались на идеях и философии «неутомимого оптимиста» Сократа.

Великий древнегреческий мудрец Сократ (469 - 399 гг.) - первый из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции. Он был, как считали, воплощением эллинской мудрости, его называли святым греческой философии. Но мы его видим никак не святым, а жизнерадостным, улыбающимся простолюдином. Чем же он стал так велик? «Он отличался от предшествующих философов тем, что выступал как «носитель не божеского, а человеческого образа» и был «не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком»1, и попал в литературу еще при жизни.

Хотя Цицерон написал позднее, что Сократ свел философию «с неба на землю», Аристофан в комедии «Облака» (423 г. до н.э.) изобразил его висящим в корзине между небом и землей и мудрствующим о природе вещей.

Он был не понят ни консерваторами, коим являлся «отец комедии» Аристофан, видевший в философии Сократа опасность для традиционных устоев афинской демократии, ни софистами, которых он придерживал, словно умелый возница.

Аристофан обвинил философа в безбожии, в том, что он развращает юношество, отвлекая его от практических дел, и обучая софистическому искусству изображать правое неправым, а неправое - правым. Спустя двадцать четыре года те же обвинения были предъявлены Сократу на суде, где он построил свою защиту так, что чуть ли не вынудил судей вынести ему смертный приговор. Фортуна предоставила философу еще месяц жизни, который он провел в беседах с друзьями, упрямо отказываясь бежать, а затем хладнокровно выпил чашу с цикутой.

Смерть Сократа потрясла современников, а сам он, нареченный устами Дельфийского оракула мудрейшим из людей, но не написавший ни строчки, стал для античного мира фигурой не менее легендарной и значительной, чем Христос для средневековья2.

Сократ не создал какой-либо философской системы, не написал ни строчки. Он делал нечто неизмеримо более важное: бесконечными беседами и расспросами он будил и будоражил мысли. Под напором его диалектики и знаменитой иронии все распространенные представления об истине, знании, благе и добродетели, рушились, но вместо них Сократ не выставлял каких-то готовых истин. Он пытался привести самих людей к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Он считал, что знание можно обрести только собственными усилиями, а не получить в качестве готового извне.

Сократ пытался найти в сознании человека такую опору, такой фундамент, на котором мог бы твердо находиться нравственный мир человека, что является очень актуальной проблемой в наше сложное время.

Единственными дошедшими до нас «достоверными» источниками об этом «демиурге философии» (Маркс) являются сочинения философа Платона и историка Ксенофонта, а также комедии Аристофана и немногословные замечания Аристотеля.

Сократ в сочинениях предстает перед нами высоко моральным, с чувством долга, поступающим по совести и остро чувствующим связь своего поступка с интересами и благом других людей. Прекрасный пример умения жить в обществе. В настоящее время, в эпоху техногенной цивилизации и прогресса, когда люди стали умнее, но не лучше, много примеров тому, что человек считает себя выше других, и совершенно забывает о том, что его окружают такие же люди, как и он сам. Человек все дальше обосабливается, и непрестанно идут войны - с другими нациями, с близкими. Протагор в диалоге Платона рассказывает миф о начале жизни. О том, что это умение, способность жить в обществе, была доступна только Зевсу, и Прометей никак не мог снабдить человека столь необходимым качеством. Почему необходимым? Потому что в последствии люди были практически истреблены животными, поодиночке, и только вмешательство Зевса и дарование людям этого умения жить сообща, позволило им стать силой и противостоять любым проблемам извне. Здесь, конечно, непонятно - учит ли Сократ своим примером жить ради других, и интересов общества, или же - наоборот - учит быть самим собой, другими словами с самим собой, так как самобытность всегда отделяла человека от общества, возносило его.

Свое сочинение Анаксагор начинает так: «Вначале все было вместе; тут пришел рассудок и навел порядок». Способствовал ли отец диалектики единению народа? Или же наоборот? И каким же все-таки был величайший человек того времени - наивно верящим в счастливое для всех будущее? Или же четко осознающим трагическую долю человечества, высказанную Силеном, с которым его не раз сравнивали, и, видимо, не только из-за внешности, о том, что «лучшее для человека - это вообще никогда не рождаться», и тем не менее идущим наперекор очевидному злому року. Во имя любви к людям. А его исключительная человечность видна во всех эпизодах его интересной биографии.

Пример Сократа - сделай лучше себя, и мир тоже станет лучше. Ничего грандиозного, и сейчас есть подобные люди, но то, с какой энергичностью он борется за то, чтоб общество стало лучше, и ни на шаг не отступает, это и стало причиной восхищения им на протяжении вот уже полутора тысячи лет.

Делись добром ;)