logo
Анализ философского текста Тейяр де Шарден П. "Феномен человека" (1937-1946)

3.1 Возникновение мысли

Мысль появилась вдруг, сразу! Её появление произошло между двумя индивидами, один из которых находился ещё по ту сторону мысли, другой же - уже по эту. Но у своих истоков разум ещё мог быть малозаметен внешне. С появлением рефлективности выявляется постоянное стремление к индивидуализации, начинается процесс становления личности.

«Человек входит в эволюцию бесшумно». История жизни - это история развития сознания. Парадокс человека: почти никаких изменений в физическом строении, но великая сознательная эволюция. Сознание обрело способность замечать себя.

Возникновение мысли -- «порог, который должен быть перейден одним шагом». Это «индивидуальный мгновенный скачок от инстинкта к мысли»33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - с.179. Итак, прерывность признана. И все же ученый склоняется к тому, чтобы считать эту революцию «скачком радиального в бесконечность», т. е. к тому, чтобы выводить духовное начало человека из психики животного. С научной точки зрения это в высшей степени сомнительный тезис. Самые высокоразвитые животные, близкие телесно к человеку, проявляют не намного больше интеллектуальной силы, чем собаки, например, или дельфины. Но одного усложнения психики для появления духовной личности человека недостаточно. Тейяр видит эту трудность и оставляет за теологом право говорить здесь о «творческом акте». Именно на этом творческом акте настаивает христианство, которое признает возможным естественное происхождение психофизической природы, человека. Об этом недвусмысленно было сказано в энциклике папы Пия XII «Нumani generis», опубликованной в 1950 г. Между прочим, в этой энциклике папа осуждает и теорию полигенизма, выводящую человека из разных видов приматов. Тейяр, однако, не защищал полигенизма, но утверждал, что для науки обнаружение «черешка» вида невозможно. Начало всегда ускользает от нее. «В глубинах времени, -- говорит он, -- в которых происходила гоминизация, наличие и развитие единственной пары положительно неуловимы. Их невозможно рассмотреть непосредственно при любом увеличении. Таким образом, можно предположить, что в этом интервале имеется место для всего, что требует трансэкспериментальная точка зрения»33 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека - М.: Айрис-Пресс, 2002. - С. 137, 140**. Оставаясь на уровне «феномена», разумеется, невозможно обнаружить факт грехопадения или духовного могущества первочеловека.