Ксенофобия в молодежной среде Оренбургской области

курсовая работа

Раздел II. Эмпирическое исследование ксенофобических установок в молодежной среде Оренбургской области

ксенофобия молодежный толерантность

Поскольку именно молодежь является социальным базисом развития общества либо его регресса, распространенность ксенофобических установок в этой социальной категории представляет особый исследовательский интерес. Молодежь не только проявляет высокую социальную активность, реализуя свои базовые установки, в том числе и ксенофобические, но и способна выразить свои установки, убеждения и предубеждения в виде, лишенном (относительно старших возрастных групп, но не абсолютно) препятствующих непосредственному изучению методом опроса концептуальных механизмов защиты.

Объектом данного исследования является ксенофобия в молодежной среде Оренбургской области. Предмет -- распространенность и факторы, влияющие на появление и развитие ксенофобических установок среди молодежи Оренбургской области.

Целью данного исследования является изучение феномена ксенофобии среди молодежи Оренбургской области.

В связи с поставленной целью можно выделить следующий ряд исследовательских задач:

определить уровень ксенофобии молодежи к представителям иных этносов, национальностей, религий;

определить влияние «значимых других» молодежь в формировании ксенофобических установок;

установить степень влияния СМИ на молодежь в формировании ксенофобических установок;

определить факторы формирования толерантности.

Рабочие гипотезы исследования:

уровень ксенофобии в молодежной среде Оренбургской области высок (из-за происходящего в процессе вторичной социализации активного формирования идентичности, преодолевающего идентичность первичной социализации либо дополняющего неё, результатом чего становится обостренная потребность в идентичности, которая строится не только на отождествлении с ингруппой и подражании референтной группе, но и на противопоставлении себя представителям аутгрупп);

уровень ксенофобии зависит от влияния «значимых других»;

СМИ активно формируют ксенофобические установки;

формирование толерантности возможно с помощью преодоления негативных элементов в схемах типизации аутгруппы.

Определимся с основными используемыми в работе категориями.

Ксенофобия -- «враждебность ко всему чужому, не своему (образу жизни, мировоззрению, языку)» Кожемякина, В.А., Колесник, Н.Г., Крючкова, Т.Б. Словарь социолингвистических терминов -- М: ИЯРАН, 2006. -- 312 с.. Именно в значении враждебности мы будем использовать данный термин, иное толкование (ксенофобия как страх), при необходимости, будет обговариваться специально. Инверсия понятия толерантности позволяет дать эмпирическое и операциональное определения ксенофобии. Эмпирическая интерпретация: ксенофобия -- это негативное отношение (опять же имеющее субъективную и объективную стороны) индивида к представителям иных национальностей и религий. Операционализация: показателем уровня ксенофобии может служить степень преобладания количества ответов респондента, отражающих негативное восприятие представителей иных национальностей и религий.

Толерантность, с точки зрения социологии, -- это «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям» Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова // http://voluntary.ru/dictionary/619/word/tolerantnost (Дата обращения 10.06.2014).. Следует подчеркнуть, что негативные коннотации понятия «терпимость» в обыденном словоупотреблении здесь не принимаются во внимание. Понятие терпимости не должно отсылать к неким фрустрационным моментам, оно лишь обозначает готовность индивида принимать как нормальные (не подлежащее осуждению, негативному санкционированию) резко отличные характеристики других людей.

В медицине термин «толерантность» обозначает явление отсутствия реакции организма на специфический раздражитель. Поэтому и здесь в рамках эмпирической интерпретации вполне уместно определение толерантности через отрицание -- как отсутствие негативного отношения (выражаемого в субъективном восприятии и социальном действии) либо позитивное отношение индивида к представителям иных национальностей и религий. Субъективный аспект можно операционализировать, основываясь на ответах респондентов на вопросы анкеты, выявляющие личное восприятие респондентом представителей иных национальностей и религий: степень преобладания количества ответов, отражающих позитивное восприятие, может служить показателем уровня толерантности.

Толерантность и ксенофобия являются двумя сторонами одного явления, не нашедшего наименования в русском языке. Тем не менее связь непосредственная: толерантность и ксенофобия, в наиболее общем смысле, означают соответственно отсутствие и наличие негативных реакций на чуждость, или, иначе, инаковость, непохожесть.

Также следует подчеркнуть, что в данном исследовании изучается этнорелигиозная ксенофобия, как следует из представленных интерпретаций. То есть мы изучаем ксенофобию по отношению к представителям иных -- относительно носителя ксенофобических установок и его ингруппы -- наций, религиозных общностей, этносов.

В связи с ранее указанными терминологическими противоречиями как внутри научного дискурса, так и между научным и обыденным дискурсами в анкете вопрос задается в понятной для респондента форме -- понятие национального замещает понятие этнического. Однако мы должны иметь в виду, что речь идет об этнической ксенофобии -- нетерпимости к языковым, культурно-историческим, а не к политическим отличиям. Нетерпимость к представителям иных религий условно назовем религиозной ксенофобией -- выделение такого понятия связано со спецификой современных обществ, для которых характерен религиозный плюрализм, а следовательно, этническая идентичность уже не имеет жесткой связи с исповедуемой религией (это скорее тенденция индустриальных и постиндустриальных обществ, чем абсолютное правило).

Под молодежью подразумевается возрастная социальная категория, включающая людей в возрасте от 17 до 21 года. Данная возрастная категория представляет собой совокупность людей, активно вовлеченных в процессы вторичной социализации, что определяется обучением в высших учебных заведениях либо началом трудовой деятельности.

Типизация -- «организация знаний по типическим признакам феномена, а не по их индивидуальным характеристикам» Социология. Словарь. / Сост. Зерчанинова Т. Е. -- Екб.: УрАГС, 2006. -- 64 с..

Установка -- «готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к к.-л. объекту. В экспериментальной психологии - обусловленный прошлым опытом фактор (напр., готовность действовать тем или иным образом), определяющий: скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию, иллюзии восприятия, неосознаваемое состояние готовности, обусловливающего направленность различн. психич. процессов» Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова // http://voluntary.ru/dictionary/619/word/ustanovka (Дата обращения 10.06.2014)..

Ингруппа -- та группа, с которой индивид себя идентифицирует и членом которой он является.

Аутгруппа -- любая группа, с которой индивид себя не идентифицирует, представители которой воспринимаются как чужие (представляющие потенциальную угрозу, носители иных культурных образцов).

Выборка составила 50 человек. В качестве метода сбора первичной информации использовалось анкетирование (онлайн-опрос). Респонденты отбирались из поисковой выдачи (по критериям выделенных квот) социальной сети «Вконтакте». В генеральную совокупность вошли представители социально-возрастной категории молодежи Оренбургской области, ограниченной возрастным интервалом от 17 до 21 года. Общая численность генеральной совокупности -- 18001 тыс. человек.

Квоты выделены по следующим основаниям:

процентному соотношению возрастных подкатегорий, основанному на данных Федеральной службы государственной статистики о структуре населения России Распределение населения по возрастным группам // Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography (Дата обращения 19.04.2014).;

процентному соотношению мужчин и женщин в Оренбургской области (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года / Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol1/pub-01-04.pdf (Дата обращения 10.06.2014).)

В Оренбургской области из общей численности населения (2033072 чел.) мужчин -- 945194 чел., женщин -- 1087878 чел. Соответственно, в процентном соотношении мужчины составляют 46,5% от общей численности населения, женщины -- 53,5%.

Эти данные позволили выделить квоты, пропорциональные распределению характеристик генеральной совокупности.

Таблица 1

Возраст, лет

Генеральная совокупность

Выборочная совокупность

 

Количество, тыс. чел.

%

Количество, чел.

%

 

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

15-19

3326

3826

46,5

53,5

9

11

46,5

53,5

20-24

5045

5804

46,5

53,5

14

16

46,5

53,5

Всего

8371

9630

46,5

53,5

23

27

46,5

53,5

Федеральная служба государственной статистики, распределение населения по возрастным группам (данные по России)

Опрошенная молодежь в основном работает или учится (37% и 56% опрошенных респондентов соответственно), что говорит о включенности в процесс вторичной социализации, когда личность активно интернализирует социальную реальность.

Рисунок 1

В выборку попали в основном те респонденты, которые назвали себя русскими (78%), татарами назвали себя 8% респондентов, казахами, башкирами, азербайджанцами, украинцами -- по 2%; также 2% респондентов указало смешанную национальность -- «русский-татарин».

Особый интерес представляют 4% респондентов, которые в качестве национальности указали «РФ», что, очевидно, указывает на самоидентификацию с обществом Российской Федерации во всей совокупности его этносов. Это проявление гражданского национализма, представляющего собой концептуальную основу для позитивной интеграции социума, не связанной с насилием или агрессией, разделением на ингруппы и аутгруппы в рамках конкретного общества.

Рисунок 2

Респонденты в подавляющем большинстве толерантно относятся к представителям иных (отличных от респондента) национальностей. Очень хорошо относятся к представителям иных национальностей 12% респондентов, в целом хорошо -- 36%, нейтрально -- 42%, и только 8% -- в целом негативно и 2% -- крайне негативно.

Рисунок 3

Причем такие данные -- не результат присутствия в выборке каких-то особо толерантных этносов, так как толерантные установки преобладают среди всех этнонациональных групп.

Рисунок 4

Эти данные совпадают с выводами Центра исследований национальных конфликтов о крайне благоприятном климате межэтнических отношений в Оренбургской области Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России // Клуб регионов // http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/thegrapesofwrath01.pdf (Дата обращения 10.06.2014)..

Большинство респондентов -- христиане (60%), не исповедуют никакой религии -- 22%, исповедуют ислам -- 12%, буддизм -- 6%.

Рисунок 5

Также респонденты показали достаточно толерантное отношение тем, кто исповедует иные религии. На вопрос: «А как Вы относитесь к людям, исповедующим иные религии или не исповедующим никаких?» (с уточнением конкретных религий) в ответах респондентов преобладают толерантные оценки («очень хорошо», «хорошо», «нейтрально»).

К исповедующим буддизм наиболее толерантное отношение, хотя респондентов, исповедующих эту религию, в выборке меньше всего (см. диаграмму №4). Наиболее интолерантное отношение к людям, исповедующим ислам или вовсе не исповедующим никаких религий (атеистам и агностикам), и несмотря на то, что количественно по отношению к атеистам и агностикам интолератных респондентов больше (18%), по отношению к исповедующим ислам (12% интолетантных респондентов) намного больше среди респондентов тех, кто относится к представителям данной религии крайне негативно: для не исповедующих религии и исповедующих ислам эти цифры составляют 2% и 10% соответственно.

Однако в целом и по отношению к исламу, и по отношению людям, не исповедующим никаких религий, респонденты чаще проявляют толерантное отношение (См. Рисунок 4).

Учитывая представленные данные, можно заключить, что гипотеза о распространенности ксенофобических установок среди молодежи не подтвердилась в Оренбургской области. Эта гипотеза была основана на данных всероссийских исследований ксенофобии как в молодежной среде, так и без выделения конкретных социально-возрастных групп Скрипкина, Т. П. Установки толерантного сознания ,доверия и ксенофобии у молодежи,проживающей в южно-российском регионе РФ // Социальная психология и общество. -- 2010. -- № 1. -- С. 136-151; Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России // Клуб регионов // http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/thegrapesofwrath01.pdf (Дата обращения 10.06.2014)..

Рисунок 6

Значимые другие для респондентов также относятся толерантно и к лицам, исповедующим отличные от их собственных религии, и имеющим иную этнонациональную идентичность. Кроме того, большинство респондентов указывает на совпадение (полное или частичное) своих взглядов со взглядами значимых других (См. Рисунок 7, 8, 9, 10).

Таким образом, можно предположить верность гипотезы о том, что на установки молодежи влияют значимые другие, так как действительно и респонденты, и люди, которых они посчитали для себя значимыми, имеют схожие установки в отношении иных национальных и религиозных групп. Однако мы не можем установить, какая переменная является зависимой, а какая независимой, и есть ли вообще какая-то реальная, а не номинальная, связь между установками респондентов и установками их референтных групп.

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Несмотря не декларируемую толерантность в ответах на прямые вопросы об отношении, настораживает число согласных на выселение некоторых национальных групп за пределы области. Так, на вопрос: «Если бы в Оренбургской области было принято решение о выселении за пределы региона представителей некоторых национальных групп, Вы бы одобрили или не одобрили такое решение?» -- 36% респондентов ответили согласием (64%, наоборот, не согласны).

Рисунок 11

Здесь необходимо учитывать некоторое методологическое обстоятельство, затрудняющее исследование сензитивных тем методом массового опроса. Например, вопрос о причинах ксенофобии, будучи задан респонденту, деавтоматизирует мышление, а следовательно, искажает непосредственную установку индивида, которая может (и чаще всего такой и является) быть неосознанной. Типизации (организация знаний о социальных феноменах по типическим признакам, иначе -- стереотипы) являются продуктом массового сознания, воспроизводясь в процессах социализации, то есть такие схемы типического восприятия не конструируются сознательно каждым индивидом, но преимущественно некритически интернализируются как непроблематичные, необходимые, самоочевидные (см. «культурный образец» у Альфреда Шютца Шютц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А. Я. Алхасов; Пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Науч. ред. перевода Г. С. Батыгин. -- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. -- С. 191-206.). Так же и наш проективный вопрос о согласии либо несогласии с выселением некоторых национальных (этнических) групп предлагает оценить гипотетическую ситуацию, причем значительно расходящуюся с повседневным опытом (вряд ли респондент сталкивался с такими прецедентами), что неизбежно влечет за собой некоторую рефлексию, несвойственную рутинным повседневным практикам. Мы полагаем, что первостепенное значение имеют именно установки, то есть обусловленные прошлым опытом неосознаваемые предрасположенности к определенным действиям, а не убеждения -- отрефлексированные когнитивные конструкты.

Ещё одно проблемное место выявил вопрос об испытываемой неприязни: несмотря на то, что 50% респондентов редко испытывают раздражение либо неприязнь к представителям той или иной национальности, никогда не испытывают негативных эмоций и чувств всего лишь 12% респондентов.

Рисунок 13

Значительное число респондентов указало на негативное влияние СМИ в межэтнических, межнациональных и межрелигиозных отношениях.

Рисунок 14

В то же время в ответе на вопрос, поставленный несколько иначе: «Как Вы считаете, достаточно ли сегодня в средствах массовой информации говорится о необходимости межнациональной и межрелигиозной дружбы, взаимопонимания?», -- мнения поляризовались. Ответы респондентов на оба вопроса показывают, что в обществе нет согласия относительно того, как влияет СМИ на межнациональные, межрелигиозные и межэтнические отношения.

Рисунок 15

36% респондентов считают нормальным оскорбления представителей тех или иных национальностей в СМИ.

Рисунок 16

Это говорит о том, что либо СМИ не оказывают серьезного воздействия на респондентов, либо респонденты этого влияния не осознают. Учитывая общую толерантность, выявленную предыдущими вопросами, можно сделать вывод, что, несмотря на некорректную политику СМИ и отсутствие недовольства этим значительной доли респондентов, СМИ не оказывают заметного влияния на возникновение и распространение ксенофобических установок и убеждений..

Общий уровень толерантности среди молодежи Оренбургской области ниже, чем уровень этнической толерантности. Каждый третий не готов признавать за другими права на девиантное поведение, не переходящее законных границ. Это доказывает, что молодежь Оренбургской области не просто в целом очень толерантна, а именно этнически толерантна. Это можно объяснить только богатым опытом взаимодействия респондентов с «этническими другими», так как такой опыт позволяет не принимать необоснованных типизаций. Таким образом, гипотеза о преодолении типизаций как факторе формирования толерантности подтвердилась.

Рисунок 17

Выводы. Наше эмпирическое исследование показало, что ксенофобические установки крайне слабо распространены среди молодежи Оренбургской области. В подавляющем большинстве молодежь проявляет толерантность. Причем более толерантна молодежь Оренбургской области в этническом отношении, чем в целом: 90% относятся позитивно либо нейтрально к представителям иных национальностей, 10% -- интолерантно; в то же время общую толерантность к любым законным девиациям проявляет меньший процент от общего числа опрошенных -- 60%, общую интолерантность проявили 36%. Это означает, что на толерантность молодежи влияет в значительной степени сама специфика полиэтничности и поликонфессиональности региона. Опыт взаимодействия с людьми, отличающимися фенотипически, религиозно, культурно-лингвистически, позволяет молодежи не принимать необоснованных негативных стереотипов.

Есть основания полагать, что значимые другие (в т.ч. референтные группы) оказывают влияние на установки молодежи. Об этом говорит декларируемое респондентами единство мнений со значимыми другими. Однако связь между этими переменными в рамках исследования не доказана.

Средства массовой информации способны оказать негативное влияние на межэтнические и межрелигиозные отношения. Многие респонденты указывают на недостаточность в СМИ пропаганды толерантности (52%) и наличие оскорбительных высказываний о людях, принадлежащих к каким-либо нациям, этносам и исповедующим какие-либо религии (70%). Однако, как следует из исследования и как уже отмечалось, уровень этнической толерантности молодежи Оренбургской области очень высок. Следовательно, молодежь Оренбургской области невосприимчива к негативному влиянию СМИ.

Делись добром ;)