logo
Можно ли избежать столкновение цивилизаций?

3. Понятие цивилизации и её признаки.

Итак, как уже отмечали, что в истории философии существовали различные толкования понятия «цивилизации»: от стадий, достигших более высокого культурного уровня по сравнению с варварством до такой степени деградации культуры, которая характеризует состояние упадка общества, его гибель как локальной культуры. Как видим, существовала точка зрения, согласно которой культура и цивилизация противопоставлялись. «Когда культура умирает, её кровь свёртывается, она застывает и становится похожей на засохшее дерево»1. Всё это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Последняя понимается как заключительная стадия развития соответствующей культуры. Шпенглер пишет, что цивилизации следуют за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, переход от культуры к цивилизации в Европе и вообще на Западе начался в ХIХ и продолжается в ХХ в.

«Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечёт их от вызова через ответ к дальнейшему вызову»2. За ростом и расцветом цивилизаций следуют, по Тойнби, их надломы и распады. Он указывает на вертикальные расколы общества на более мелкие государства и общества, а также на горизонтальные его расколы на отдельные классы и слои. В связи с этим классовая борьба не представляется ему случайной и противоестественной. Но самый глубокий раскол, по его мнению, - это раскол в человеческой душе, который затрагивает чувства, поведение, жизнь людей и проявляется во всех сторонах человеческой жизни.

Согласно Канту, цивилизация начинается с установлений человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его

1. Бердяев Н.А. «Освальд Шпенглер и закат Европы». М.,1922.

2. Тойнби А. «Постижение истории». М., 1991

обязательно принимает в расчёт. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, любезен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Такой подход Канта к рассмотрению проблемы цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества. Скорее всего, под цивилизацией надо понимать, с одной стороны, уровень развития культуры, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю духовную жизнь, её специфику, что позволяет судить о ней как об определённой цивилизации. Это как бы два существенных признака цивилизации, позволяющие увидеть её отличие от культуры.

Первый признак - цивилизация как уровень развития культуры и общества - наиболее изучен в этнографической, исторической, социологической и философской литературе.

Другой признак цивилизации - способ освоения культуры - исследован в нашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно, так как общественно-историческая практика развития человечества свидетельствует, что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация. Например, мы различаем Западную и Восточную цивилизации. И сегодня продолжается спор западников и славянофилов: каким путём лучше идти России - западным или восточным? К какой цивилизации тяготеет Россия: Востока или Запада? Ведь и там и там ценности одни и те же, а способы освоения различны. На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям, понимание их функционирования, прежде всего через науку. На Востоке освоение ценностей осуществляется на основе религиозно-философских традиций. Не понять это различие культуры и цивилизации - значит отказаться от безболезненного реформирования России, которая представляет соединение двух цивилизаций - европейской и азиатской.