Античная философия

контрольная работа

5. Пифагорейский союз

V век до н. э. в жизни античной Греции насыщен многими философскими открытиями. Кроме учения мудрецов - милетцев, Гераклита и элеатов, достаточную известность получает пифагореизм. О самом Пифагоре -- основателе Пифагорейского союза -- знаем из более поздних источников. Платон называет его имя только один раз, Аристотель--дважды. Большинство греческих авторов родиной Пифагора (580--500 гг. до н. э.) называют остров Самос, который он вынужден был покинуть из-за тирании Поликрата. По совету якобы Фалеса Пифагор отправляется в Египет, где учится у жрецов, затем пленным (в 525 г. до н. э. Египет был захвачен персами) оказался в Вавилонии, где обучался и у индийских мудрецов. После 34 лет обучения Пифагор возвращается в Великую Элладу, в город Кротон, где и основывает пифагорейский союз -- научно-философское и этико-политическое сообщество единомышленников. Пифагорейский союз -- закрытая организация, а его учение -- тайное. Образ жизни пифагорейцев вполне соответствовал иерархии ценностей: на первом месте -- прекрасное и благопристойное (к чему относили науку), на втором -- выгодное и полезное, на третьем -- приятное. Пифагорейцы вставали до восхода солнца, проделывали мнемонические (связанные с развитием и укреплением памяти) упражнения, затем отправлялись на берег моря встречать восход. Обдумывали предстоящие дела, трудились. В конце дня после омовения все вместе ужинали и совершали возлияния богам, затем следовало общее чтение. Перед сном каждый пифагореец давал отчет о проделанном за день.

В основе пифагорейской этики лежало учение о надлежащем: победа над страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание Пифагора. Такой образ жизни имел мировоззренческие основания. Он вытекал из представлений о Космосе как упорядоченном и симметричном целом; но считалось, что красота Космоса открывается не всем, а лишь тем, кто ведет правильный образ жизни. О самом Пифагоре -- личности, безусловно, выдающейся, сложены легенды. Есть свидетельства, что его видели одновременно в двух городах, что он имел золотое бедро, что его однажды приветствовала громким человеческим голосом река Кас и т. п. Сам Пифагор утверждал, что «число владеет вещами», в том числе нравственными, а «справедливость есть число, помноженное само на себя». Во-вторых, «душа есть гармония», а гармония -- это числовое соотношение; душа бессмертна и может переселяться (идею матемпсихоза Пифагор, возможно, заимствовал из учения орфиков), то есть Пифагор придерживался дуализма души и тела; в-третьих, положив в основу Космоса число, он наделял старое слово новым смыслом: число соотносится с единым, единое же служит началом определенности, которая одна лишь познаваема. Число -- это упорядоченное числом мироздание. Значительный вклад внес Пифагор в развитие науки, прежде всего, математики. В астрономии Пифагору приписывается открытие косого положения Зодиака, определение продолжительности «великого года» -- интервала между моментами, когда планеты занимают друг относительно друга то же самое положение. Пифагор -- геоцентрист: планеты, утверждает он, двигаясь вокруг Земли по эфиру, производят монотонные звуки разной высоты, а совместно образуют гармоничную мелодию.

К середине V в. до н. э. Пифагорейский союз распался, «тайное» начало становится явным, Пифагорейское учение достигает вершины в творчестве Филолая (V в. до н. э.). Единица, о которой знаменитый геометр Эвклид скажет: она есть то, из-за чего каждое из существующих считается единым, у Филолая -- это пространственно-телесная величина, часть вещественного пространства; Филолай связывал арифметическое с геометрическим, а через него -- с физическим. Мироздание Филолай конструирует из Предела, Беспредельного (апейрона) и Гармонии, которая «есть соединение разнородного и согласие несогласного». Предел, упрочивший апейрон, как некую неопределенную материю,-- это числа. Высшее космическое число -- 10, декада, которая «велика и совершенна, все исполняет и есть начало божественной, небесной и человеческой жизни». По Филолаю, самим вещам присуща истина в той мере, в какой материя «организована» числом: «Ничего ложного не принимает в себя природа при условии гармонии и числа. Ложь и зависть присущи беспредельной, безумной и неразумной природе». По Филолаю, душа бессмертна, она облекается в тело посредством числа и бессмертной, бестелесной гармонии.

Делись добром ;)