Античная философия

контрольная работа

13. Философия стоицизма

Иные настроения находим в философии стоиков, которые опирались на учение Гераклита, усилив в нем черты материалистического гилозоизма (учение о всеобщей одушевленности универсума): мир есть единое тело, живое и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Учению о множестве атомов Эпикура стоики противопоставили учение о строжайшем единстве бытия. Вообще, каждому положению физики и этики Эпикура можно найти в стоицизме контрположение. Наиболее полно противоположность проявлялась в вопросе о понимании свободы и высшей задачи человеческой жизни. Если эпикуреизм пронизан пафосом свободы и стремится вырвать человека из «железных оков необходимости», то для стоицизма необходимость («рок», «судьба») непреложна и избавление от необходимости (свобода в смысле эпикуреизма) невозможно. Действия людей отличаются не тем, что один действует свободно, а другие -- нет, а лишь тем, как -- добровольно или по принуждению -- сбывается и исполняется неотвратимая во всех случаях и, безусловно предназначенная всем необходимость. Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит, насильно влечет того, кто неразумно и безрассудно ей противится. Мудрец стремится вести жизнь, согласуясь с ее природой, и руководствуется разумом. Настроение, в котором он живет есть смирение, покорность неотвратимому. Разумная и согласующаяся с природой жизнь -- добродетельная, и ее результат есть апатия -- отсутствие страданий, беспристрастие, безразличие ко всему внешнему. Со стоицизмом связывается афоризм: «Философия есть наука умирать». Однако, несмотря на явный пессимизм, этика стоиков ориентирована на альтруистический принцип долга и бесстрашие перед ударами судьбы, тогда как идеал эпикуреизма эгоистичен, несмотря на утонченность и «просвещенность».

Делись добром ;)