logo
Отражение как всеобщее свойство материи. Материальное и идеальное. Сознание и мозг

2. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального

В науке долгое время широкое распространение имело дуалистическое представление о сознании и мозга. Сознание рассматривалось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах», подобно туману над поверхностью земли или меду в сотах. Считалось: что между духовно-идеальным и материальным лежит пропасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

Мысль не отделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так, то не есть ли она разновидность материи? Именно так полагали вульгарные материалисты (Л.Бюхнер, О.Фогт, и т.д.). Они считали, будто мысль примерно находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени. И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А.Ухтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природу психофизиологических процессов и дали возможность понять психику как систему активной деятельности, которая развивается под влиянием внешнего мира. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами коры мозга и заканчивается ответной деятельностью организма.

Важным принципом осуществления рефлекторной деятельности мозга является принцип подкрепления: закрепляется та рефлекторная деятельность, которая подкрепляется достижением результата. Подкрепление рефлексов осуществляется эффектом самих действией с помощью механизма обратной связи. Задача обратной связи состоит в том, чтобы постоянно ставиться мозг в известность о происходящем в управляемой им системе.

В коре мозга мы находим не мысли, а лишь серое вещество. Субъективность образа - не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Образ зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества.

Когда мы говорим о субъективности образа, мы имеем в виду, прежде всего не искажение действительности, а то, что этот образ есть нечто идеальное. Субъективность образа обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Именно это обеспечивает возможность познания человеком объективного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Образы вещей могут быть чувственными, наглядными, но могут быть и понятными, так что сходство носит не внешний, а внутренний характер. Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозгу. Физиологические процессы в мозгу выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических процессов, которые в это время происходят в мозгу и которые составляют материальную основу сознания.

Сознание существует не только как нечто принадлежащие данному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафиксированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания-душа. Такой реальностью является и вся духовная культура общества и внутренний духовным мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для каждого другого человека мое сознание существует как реальность, которую он воспринимает через чувствительные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Человек, мозг которого является собой управляющую систему высокой степени сложности, устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, но и формулировать план действий и осуществлять активное, творческое управление действиями.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совестное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматериально, то есть нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущность во всем составе ее компонентов - сознание, самосознание, чувствах, воли, разума, памяти и так далее, но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом.