Проблема познаваемости мира и многообразие форм познания

контрольная работа

3. Проблема истины в философии и ее интерпретация. Особенности научной истины

Достижение истины - главная цель познания. Применительно к философии истина является не только целью познания, но предметом исследования.

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Такое определение дается в словаре «Современная философия» Современная философия : словарь и хрестоматия / авт.- сост. : Л. В. Жаров [и др.]; отв. ред. В. П. Кохановский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. - С. 33. . Однако, всегда ли употребляется такое определение? Споры, которые все еще ведутся вокруг понятия истины носят не терминологический, а мировоззренческий характер.

Чаще выделяются следующие основные концепции истины: соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности (практичности) Калмыков, В. Н. Специфика неклассической теории познания / В. Н. Калмыков //Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. - 2010.- № 6. - С. 9 -14..

Наиболее известной концепцией истины является концепция соответствия (корреспонденции) знания действительности, или классическая теория истины, идущая от Платона, Аристотеля, а также разрабатываемая Гегелем, Фейербахом, Марксом и др.

Одно из первых определений истины в европейской теории познания принадлежит Аристотелю. «Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, значит говорить истинное».

Классической концепции свойственен гносеологический оптимизм, уверенность в том, что человек может осуществить адекватное воспроизведение действительности в форме знания. Позже в марксистской философии понимание истины как соответствия знания действительности было дополнено указанием на роль практики в этом процессе. Согласно классической концепции истина - это соответствие наших знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой.

Однако эту концепцию истины сложно называть непогрешимой, т.к. возник ряд трудностей. Ее сторонники полагали, что:

- действительность, которая является предметом познания, не зависит ни от субъекта, ни от условий среды;

- мысли, знание могут быть легко приведены в однозначное соответствие с действительностью;

- имеется интуитивно ясный критерий, позволяющий установить, соответствует ли знание реальности;

- истина непротиворечива Философия: учеб. пособие для студ. вузов / В. С. Степин [и др.]. - Минск : РИВШ, 2008. - С. 429..

Все эти постулаты нуждались в критическом переосмыслении. Попытки совершенствования классической концепции привели к формированию диалектико-материалистической концепции истины, а также к семантическому определению истины логиком А. Тарским.

Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принципах активного отражения действительности признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины. Истина, раз она является отражением объективного мира, включает в себя содержание, не зависящее от человека и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт познавательной деятельности. По содержанию же истины объективны - это содержание есть отраженная реальность, а сама реальность не зависит от человека. Поэтому всякая истина представляет собой объективную истину. Признавать объективную истину значит признавать, что мир существует независимо от нас, объективно и что наше знание способно адекватно отразить мир.

Если принцип объективности характеризует истину со стороны ее содержания, то механизмы процесса достижения объективной истины передаются через диалектику абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина - неполное, приблизительно верное знание об объекте. И абсолютная, и относительная истины включают в себя момент объективности. Признание объективности истины приводит к выводу - внутри относительной истины должна содержаться абсолютная истина. Также одним из принципов диалектического понимания истины - ее конкретность.

Это такое свойство истины, которое основано на знании реальных связей и закономерностей объекта, учете условий, места, времени, в котором сформулированы истины.

Главным, решающим критерием истины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется.

Одной из попыток совершенствования классической концепции является семантическое определение истины, данное А. Тарским в его работе «Понятие истины в формализованных языках». Тарский считал, что любая реконструированная формулировка понятия истины должна соответствовать классическому ее определению и отвечать двум требованиям: материальной адекватности и формальной непротиворечивости.

Когерентная концепция считает знание истинным в том случае, если оно внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво. Причем в одних случаях этот признак рассматривается как единственный критерий истины (О. Нейрат), в других же истина понимается как соответствие знаний действительности, но критерием этого соответствия выступает их внутренняя непротиворечивость (Н. Решер). Главная проблема этой концепции состоит в том, что самосогласованность и непротиворечивость знания далеко не всегда означает его совпадение с реальностью. Практический опыт взаимодействия с действительностью утрачивает свое значение в качестве контрольной инстанции. Вместе с тем принцип когерентности успешно используется в математике.

Прагматическая концепция исходит из функционального понимания истины, ее эффективности и полезности для достижения целей субъекта (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи и др.)

Как писал Джемс: «Истиной прагматизм признает то, - и это единственный его критерий истины - что лучше всего "работает" на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни». Он отмечал, что именно в этом и заключается для истины согласие с действительностью. Истина выступает мерой адаптации действительности к человеческим потребностям и интересам. Однако возникает вопрос субъективизации истины, ведь каждый может считать истинным то, что привело его к намеченной цели, даже ложь. Тогда можно назвать справедливым принцип «Цель оправдывает средства» с его зачастую антигуманной направленностью. Достоинство концепции прагматизма в ее реалистичности, жизненном подходе. На современном этапе рассмотренные концепции можно считать дополняющими друг друга, поскольку они фиксируют внимание на разных аспектах истинного знания: его связи с реальностью (классическая концепция), строения и организации (когерентная), операционном значении (прагматическая). Распространен принцип множественности истинных определений, относящихся к одному явлению.

Современное понимание истины все еще дополняется новыми подходами и принципами. Современная гносеология оперирует и такими понятиями как «степень истины», «частичная истина», «приблизительная истина», «правдоподобие», «вероятность», «менее и более ложные суждения». Понятие же абсолютной истины в философии разработано недостаточно, за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе.

Выделяют также понятие научной истины, поскольку наряду с научными истинами существуют истины, принадлежащие обыденному знанию. Как отмечает Э. М. Чудинов, различие между этими двумя видами знания - обыденным и научным является существенным. Обыденное знание сводится к констатации явлений и корреляции между ними. Научное же знание ориентировано на исследование закономерностей. Научные истины связаны с теоретической формой отображения мира. Ученые понимают истину как главную цель научных исследований.

Научная истина - это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует ряду критериев научности. Из всех признаков научности истины можно выделить основные: специфические формы системности знания, которыми пользуется наука, и проверяемость научного знания. Именно они имеют основополагающее значение для понимания специфики научной истины и тех ее проблем, которые выдвигает современная наука.

Делись добром ;)