Теории знания в современном непрерывном образовании

контрольная работа

3. Синергетический подход к мататеории в непрерывном образовании

Современная философия рассматривает образование как сложную саморазвивающуюся систему, которая, в свою очередь, определяет становление социума и формирование человека, который соответствует требованиям данного общества. Именно теория самоорганизации обеспечивает возможность создания инновационной системы образования, целью которой становится формирование информационной культуры субъектов образовательного процесса.

Образование в процессе своего развития значительно расширило и усложнило свою структуру и внутреннее содержание процесса трансляции знаний. Это, непосредственно, привело к определенному хаосу в образовательном пространстве, хотя именно «хаос, неравномерность, поток вещества и энергии, необратимость становятся источниками порядка» [1, с. 16].

Мир, в котором мы живем, оказался в определенном переплетение спонтанных и непредсказуемых изменений, которые нарушили порядок и постоянство систем, проявляющееся в их динамичности. В свою очередь, это обусловило возникновение во второй половине ХХ века новой философской метатеории, которая получила название теория самоорганизации - синергетика. Как новая научная парадигма она делает значимыми не только знания, которые получает субъект образования, но и способы их получения, которые соответствуют личностным качествам индивидов.

В основе синергетики лежит исследование закономерностей процесса самоорганизации систем любой сложности. Предметом исследования этой новой научной парадигмы становятся сложные нелинейные открытые системы, одной из которых и есть образование. Субъектом данной системы исследования остается человек во всем его многоуровневом проявлении, что обуславливает возможность формирования транскультурной коммуникации социума.

Безусловно, проблема бытия человека и способа его мышления и познания является ключевой в процессе образования, где языком синергетики философская методология формирует нелинейный стиль мышления, который «представляет собой современный этап развития системного и кибернетического мышления, многие элементы из которого поддаются существенной перестройке» [2, с. 35]. Такая форма мышления является очень актуальной в период глобализации. Она направлена на создание единой и целостной системы образования, представленной как динамическая система.

Если мир постоянно пребывает в состоянии трансформации, то и мышление человека должно соответственно преобразовываться. В этих условиях возникает необходимость в пересмотре способов трансляции знаний в период, когда они очень быстро теряют свою актуальность. Пришло время, когда не только знания становятся целью образования, но и приобретение инновационных качеств человека, «который будет способен и проявлять желание создавать и воспринимать изменения и нововведения» [3, с. 35]. Следовательно, развитие нелинейного мышления, понимается как формирование адекватного восприятия и анализа действительности, умение быстро принимать решения и достигать поставленных целей в этом сложном изменчивом мире. В определенной мере, можно сказать, что это сложный, многовариативный и инновационный стиль мышления.

В том информационном хаосе, в котором оказалось образование во время трансформационных изменений, переживаемых социумом, в том числе и изменений, которые отражаются в процессе формирования мышления человека, синергетика становится тем регулятором, который пытается упорядочить хаотичную неопределенность образовательного пространства. Поэтому, образование предстало перед нами как гибкая и универсальная система, что позволяет ей очень быстро адаптироваться к требованиям социума. Социум трансформируется, а образование, в свою очередь, отображает все эти трансформационные процессы.

Образование можно определить как коммуникативный акт, где прослеживается движение человеческой мысли от простого к более сложному, что является характерным для традиционной формы обучения. Однако линейный аспект в образовании уже не является актуальным в мире современных модернизаций и трансформаций. Принцип нелинейности становится стержнем образования, т.к. он, в определенной мере, помогает оказаться в пространстве возможностей и самому выбрать путь по решению поставленной задачи, что стимулирует формирование неоднозначности и креативности мышления личности. Вот почему «в условиях сложности и глобализации, нужны не только компетентность в области принятия решений, но и системное мышление и понимание, междисциплинарность и межкультурное понимание, компетентность в организации работы коллектива в условиях ограниченной рациональности его отдельных членов» [4, с. 132].

Образование может рассматриваться как система, методология, технология и процесс, целью которых является формирование образованного человека, который отвечает своему времени и требованиям своего социума. Однако, образование как сложная система оказывается в критическом состоянии и в данный момент его дальнейшее развитие становится трудно прогнозируемым. Здесь имеется в виду переход от традиционной формы обучения к новой интерактивной, когда происходит определенное наложение одной системы на другую при одновременном их функционировании, что и явилось одной из причин хаоса в образовательном пространстве.

Следует также отметить, что образовательные структуры, которые возникают в процессе их самоорганизации проходят особые критические точки, точки бифуркации, когда системы находятся в состоянии хаоса, что порождается разрывом связей между элементами данной системы. «Бифуркация - это одно из проявлений нелинейности. Именно в точке бифуркации происходит прерывание поступательности, поиск нового, осуществление возможного из многих вариантов. Система как бы распадается, входит в состояние хаоса, и снова собирается в другую конфигурацию элементов» [5, с. 101]. Поэтому, синергетический подход рассматривает хаос как конструктивную сущность становления новой упорядоченности.

Если сложноорганизованная система находится в точке бифуркации, прогнозировать ее дальнейшее развитие не представляется возможным. «Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как вывести системы на эти пути. В наиболее общем плане важно понять законы совместной жизни природы и общества, их коэволюцию» [2, с. 4]. В процессе самоорганизации происходит спонтанное, самопроизвольное возникновение какой-то упорядоченности в ранее неупорядоченной среде. Можно сказать, что возникает некая синергетическая среда, которая реализует свою упорядоченность в качестве собственной самоорганизации. Это объясняется тем, что происходит трансформация образовательного пространства в сторону плюрализации и расширения его возможностей, которые проявляются как на личностном, так и на социальном уровнях.

Синергетика как многомерное междисциплинарное научное движение направлена на стимулирование развития сложных систем. Она пытается в научных терминах объяснить всю сложность исследуемых объектов, а также дает возможность понять непредсказуемость процесса развития.

Таким образом, синергетический подход имеет дело с открытыми системами, которые находятся в постоянном процессе становления. Именно такой и является система образования, которая постоянно поддается как внутренним, так и внешним трансформационным колебаниям социума. В результате того, что в системе образования прослеживаются различные качественные изменения, это, в свою очередь, порождает новые упорядоченные или хаотичные структуры, что характеризует образование как нестабильную систему. К тому же, в процессе самоорганизации, образование является и нелинейной системой. Это обусловлено тем, что развитие этого сложного многоуровневого объекта, изменяясь в пространстве и времени, происходит непредсказуемо. Однако, именно в таких условиях сложности видится управление системами, которые порождают нелинейную динамику будущих изменений.

непрерывный образование синергетический информационный

Делись добром ;)