logo
Возрождение риторики и теории словесности на современном этапе филологии

5. Возрождение риторики

В середине 20 в. вновь вспыхнул интерес к риторике, что объясняется появлением и развитием теории информации. К этому времени гуманитарные науки остро нуждались в единой теории, в особой логике гуманитарного познания. Риторика постепенно начала возрождаться, видоизменяясь, и, в конце концов, превратившись в неориторику.

Какие же определения дают современной риторики? Н. А. Михайличенко ориентирует своих слушателей на публичное выступление: «Риторика - это наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию» [13, с. 6]. Известный ученый Ю. В. Рождественский считал такое определение неполным. Он пишет: «история риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» [14, с. 3].

А. К. Михальская, соглашаясь с Рождественским, выдвигает свое определение новой риторики: «Риторика - это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи» [12, с. 34]. Что же предполагает ее определение?

Сделать речь целесообразней - значит найти ее соответствие цели говорящего.

Воздействовать на аудиторию - значит подвигнуть аудиторию на активные действия, иногда, может, изменить образ жизни мировосприятие.

Гармонизировать отношения говорящего и адресата - значит обеспечить взаимопонимание между людьми, пути решения конфликтов. На сегодняшний день это непременное условие успешной речи.

Основу для зарождения неориторики заложил Бахтин, выдвинувший теорию диалога, которая объяснила понятие риторики литературного произведения в наиболее полной форме. Но первым реальным основателем считается профессор Брюссельского университета Х. Перельман, который в 1958 вводит термин «неориторика». Это была попытка вывести риторику на новый уровень, научный уровень, со своими правилами, закономерностями, строгими законами.

Неориторика - это дисциплина, ориентированная на практическую деятельность, что сильно привлекает современных ученых, изучающих прагматическую сторону языка. Неориторика тесно связана с другими филологическими дисциплинами, заинтересованными в проблеме изучения общественной роли языка: «неориторика предстает как исследование семантики прозаических текстов в их социальном и идеологическом окружении» [7, с. 47]. Поэтому данный раздел риторики еще называют «литературным», так как он широко применяется для определения целесообразности, осмысленности, ценности какого-либо литературного произведения.

В эпоху неориторики активно разрабатывается теория предмета. Например, в США риторикой занимаются, в основном, филологи-классики и медиевисты, среди которых можно выделить таких исследователей, как К. Р. Уоллес, В. С. Холуэлл, Р. Мак-Кеон, Б. Вейберг, Д. Л. Кларк. В частности в 1957 Кларк пишет труд «Риторика в системе Греко-римского образования», где говорится об актуальности риторических исследований в современном мире.

В дальнейшем многие исследователи будут говорить о большом значении риторики в современном обществе. В частности этот вопрос затрагивали и русские ученый, такие как Ю. В. Рождественский и В. И. Аннушкин. последний подчеркивал широту и многоплановость новой дисциплины: «Современная риторика - учение о речевых коммуникациях развитого информационного общества. Современная риторика обращена ко всем родам, видам и жанрам речи, и прежде всего к массовой информации» [5, с. 8].

В Европе исследования риторики ведутся во всех странах. Свои школы сложили Германия, Франция, Италия.

Особого внимания заслуживает немецкая школа благодаря своей фундаментальности, многоплановости, разработанности. В связи с общим высоким уровнем развития филологических дисциплин, исследование риторики идет более чем продуктивно. Особенно заметен вклад Г. Лаусберга и его фундаментального труда «Руководство по литературной риторике». В нем содержится огромное количество фактического материала, что позволило широкому кругу исследователей включиться в изучение данной дисциплины. Также следует упомянуть работу Г. Ф. Плетта «Введение в риторический анализ текста», исследующую лингвистику и стилистику текста и уделяющую внимание истории предмета.

Кроме того, в Германии активно разрабатываются теория топики и аргументации. Был издан двухтомный труд «Исследование топосов». В 1983 году появляется библиографический указатель по риторике, топике и аргументации. Аргументация тесно связывается с лингвистикой текста.

В России возрождение риторики началось в 60-70 гг. прошлого столетия вместе с работами таких ученых, как С. С. Аверинцев, Г. З. Апресян, В. П. Вомперский и др. В современной России появляется значительное количество трудов по дидактической и теоретической риторике.

Среди причин возрождения риторики в России можно выделить следующие:

· Возрос интерес к высоким культурам древних цивилизаций. В некотором роде появилось влечение к ретро, «гонимым» областям знания.

· Немалую роль сыграл успех наук о речи, возникших на рубеже языкознания и психологии. Появились крупные исследования в области функциональной грамматики, стилистики, теории речевых актов, грамматики слушающего, теории механизмов речи и др.

· Некоторые ученые в качестве причины риторического ренессанса называют возвращение демократии в России. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки создания юридического пространства, плюрализм в образовании вызвали у многих недоумение: почему мы, имея среднее и высшее образование, не умеем говорить связно, ясно, образно?

· Среди молодежи падает интерес к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных, изобилующих исключениями правил орфографии. Усилилась тяга к широким, многогранным курсам словесности, к общественно значимым умениям. Риторика, и теоретическая, и практическая, восполняет этот недостаток.