1.5. Этика научной работы
Было время, когда явной зависимости достатка человека, занимающегося научными исследованиями, от результатов этих исследований не прослеживалось. Практическая отдача от результатов исследований в виде технологий, продуктов и услуг была так отодвинута во времени, что пожинателями плодов исследований становились люди, жившие позже исследователей, получивших результаты. Наоборот, часто исследователь всецело поглощенный научным поиском, максимум своих доходов, если не все, тратил на эти исследования, урезая расходы на семью, одежду, питание. История имеет многочисленные примеры такого подвижничества. Мы восхищаемся предвидениями К.Э. Циолковского, которые были сделаны сравнительно недавно. И помним, что свои бедно изданные книжки он оплачивал из своего скудного жалования учителя. А независимо от Циолковского сделанные расчеты о межпланетных перелетах Ю.В. Кондратюком8 вообще были сделаны в тюрьме. За эти результаты ему оплачено не было. Основной свой труд — книгу «Завоевание межпланетного пространства» он издал тиражом 2000 экз. на собственные средства.
Были времена, когда за результаты научных исследований можно было и взойти на костер. В те времена исследователей больше волновало не авторство, а признание результатов исследований общественностью. Для этого максимум усилий прилагалось на доказательство справедливости результатов исследований. Неэтичными считались утверждения, не подкрепленные доказательствами. В плагиате большой корысти, кроме тщеславия, не было.
Сегодня инновационный лаг составляет в среднем срок от двух до семи лет. Исследователь видит практические результаты внедрения своих научных исследований, и в праве рассчитывать на вознаграждение. Наука стала мощнейшим фактором экономико-технологического роста процветающих компаний и стран. Поэтому сегодня в науке актуальны вопросы интеллектуальной собственности и ценностных отношений.
Этические нормы научной деятельности служат для защиты характерных именно для науки ценностей.
Важной является необходимость отстаивания истины. В стремлении к истине ученый не должен считаться со своими симпатиями, антипатиями или иными обстоятельствами, авторитетами, соображениями, например, связанными с выгодой или невыгодой. Образец такого отношения к истине был провозглашен еще Платоном9.
Важной является лояльность к инакомыслию. В научной деятельности часто бывает непросто оценить полученное знание как истину либо как пока еще скрытую алогичность. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования гарантировал абсолютное отсутствие алогичности. Они лишь требуют, чтобы этот результат был новым знанием и, так или иначе, — логически или экспериментально — обоснованным в рамках описываемой модели.
В нормах научной этики находят воплощение и общечеловеческие моральные требования, такие, как «не укради», «не лги», адаптированные к особенностям научной деятельности.
Кражей в науке считается плагиат, когда чужие научные идеи и результаты человек выдает за свои.
Ложью считается фальсификация данных эксперимента.
Ответственность за соблюдение этических требований лежит как на самом ученом, так и на традициях и правовых нормах. Для того, чтобы удовлетворять этим требованиям, исследователь должен хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, он должен четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег опирался, и четко выделять то новое, что открыто или получено им самим. В публикациях ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты. При этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести верификацию его результатов.
Мы уже отмечали важность для научного знания становиться общим достоянием человечества. Эффективной научная деятельность оказывается лишь тогда, когда признана, и результаты ее, как минимум, используются коллегами для получения новых знаний, а как максимум – всем обществом в технологии. Поэтому традиционно первенство закрепляется за лицом, опубликовавшим или запатентовавшим свои результаты, или создавшим практически работающий образец. Так создателем радиоприемника считается итальянец Маркони10, а не русский Попов11.
Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызывать серьезные трудности в развитии той или иной области знания, в общем все же чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако когда такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой оказывается уже сама наука. Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия, поскольку без этого было бы затруднено развитие научных знаний.
Иногда приходится решать проблему допустимого использования достижений науки. В таких случаях возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. Достижение истины не всегда ведет к добру. В этой связи Ф. А. Кузин напоминает слова французского мыслителя М. Монтеня, который сказал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред». Поэтому сегодня и в будущем социальная ответственность ученого должна быть неотъемлемой в научной деятельности. Эта ответственность должна быть одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин и исследовательских направлений. Результатом такой ответственности в 70-е годы прошлого века явилось объявление учеными моратория на опасные исследования. В частности, группа биологов и генетиков во главе с П. Бергом (США) объявили мораторий на опасные эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конституции живых организмов.
Любой ученый, который серьезно и ответственно относится к науке и ее достижениям, может попасть в ситуацию своеобразного выбора, который неизбежно придется делать. В этой связи применение научных достижений и использование научных знаний не является нейтральным, в том числе и в моральном отношении. Прогресс науки расширяет диапазон ситуаций, для решения которых недостаточен накопленный человечеством нравственный опыт.
Контрольные вопросы и задания:
Каковы основные особенности научного познания?
Что такое этические нормы науки?
Как совершаются открытия в научном мире?
В чем выражается взаимосвязь науки и техники?
Каковы характерные черты современного этапа научно-технического прогресса?
В чем заключается специфика научной деятельности?
В чем заключается отличие научного знания и истины?
На какие виды принято дифференцировать научные работы?
Какова суть и чем обосновывается научное предвидение?
Как определяется эффективность научной работы?
Каково соотношение оптимизации и понимания в науке?
Как можно понимать модельность научного знания?
Как может сочетаться планирование и самоорганизация в науке?
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,