Философия нового времени, предмет, ее особенности, основные проблемы.
Философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
• обосновал ведущую роль разума в познании;
• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
• выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
• материальные (вещи);
• духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
• протяжение — для материальных;
• мышление - для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах.
Данные идеи могут быть двух видов:
• понятия;
• суждения.
Целями познания, по Декарту, являются:
• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
• изобретение новых технических средств;
• усовершенствование природы человека.
Философия Нового времени (Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были:
• проблема субстанции;
• теория познания;
• этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него.
Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.
Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:
• субстанции;
• познания.
В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
• весь мир состоит из огромного количества субстанций,
имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и
Спинозы), а единую природу;
• данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — "единое", "единица");
• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является
материально-вещественным образованием;
• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
• в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
• высшая монада — Бог.
Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.
- Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения: миф, религия, философия.
- Философия: ее предмет, функции, структура философского знания.
- Основные направления в философии. Исторические формы материализма и идеализма.
- Основной вопрос философии, две его стороны, его решение материализмом и идеализмом. Критика агностицизма.
- Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- Античная философия: периодизация, предмет, основные черты, школы и направления.
- Школы античной философии
- Философия эпохи средневековья: предмет, основные периоды, основные проблемы, ее особенности.
- Борьба номинализма и реализма в средневековой философии. Схоластика, особенности схоластического метода.
- Философия эпохи Возрождения, ее особенности и характерные черты.
- Философия нового времени, предмет, ее особенности, основные проблемы.
- Немецкая классическая философия, ее характеристика, историческое значение.
- Философия Гегеля. Основное противоречие философии Гегеля.
- Основные черты философии Канта: «вещь в себе», «категорический императив».
- Антропологический материализм л. Фейербаха.
- Марксистская философия. Основные идеи и принципы.
- Западноевропейская философия 19-20 веков, ее особенности, основные направления («философия жизни», экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия и др.).
- Русская философия, ее особенности, характерные черты, направления.
- Философские основания противостояния славянофилов и западников.
- Учение русского космизма и его перспективы в глобальном мире.
- Русский космизм
- Персоналии
- Основы русского космизма
- Онтология. Формы бытия. Понятие материи.
- Монизм, дуализм, плюрализм в трактовке Бытия.
- Движение как способ существования материи: понятие, формы движения, движение и развитие.
- Движение и развитие. Формы движения и их взаимосвязь
- Пространство и время как всеобщие формы бытия: понятие, развитие представлений в философии и науке.
- Основные принципы диалектики (универсальной связи, детерминизма, системности, развития).
- Основные категории диалектики. Понятие закона. Диалектические законы движения.
- Человек: единство биологического и социального; деятельностная природа человека, понятие практики.
- Проблема сознания в философии: диалектико-материалистический подход к ее решению.
- Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании
- Познание: социокультурная природа познания, многообразие форм познания, диалектика процесса познания. Критика агностицизма.
- Проблема истины в философии.
- Проблема истины в философии
- Научное познание: специфика, уровни, формы и методы научного познания.
- Предмет социальной философии, ее функции. Формирование научных представлений об обществе.
- Формационный и цивилизационный подходы в понимании общества, их единство и различие.
- Общественно-экономическая формация, ее мировоззренческое и методологическое значение.
- Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа общественной жизни.
- Социальная структура общества. Динамика социальной структуры современного общества.
- Социально-этнические общности людей. Диалектика национальных отношений в современном обществе.
- Политическая организация общества. Гражданское общество и государство.
- Общество как саморазвивающаяся система (источники, механизмы и формы развития). Общественный прогресс: понятие, критерии. Общество как саморазвивающаяся система
- Духовная жизнь общества. Общественное сознание: уровни, сферы, формы.
- Уровни общественного сознания
- Общество и личность: понятие личности; личность и культура; историческая необходимость и свобода личности.
- Понятие ценности. Нравственные, эстетические, религиозные и др. Ценности и их роль в жизни человека.
- Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- Религиозные ценности и свобода совести
- Движущие силы и субъекты исторического процесса.
- Культура и цивилизация, их различие. Две тенденции в развитии мировой культуры.
- Современная научно-техническая революция – определение, особенности, социальные последствия.
- Глобальные проблемы современности. Диалектическая противоречивость процесса глобализации как генеральной тенденции развития современного общества.
- Процессы глобализации