Вопросы на понимание курса:
В чем состоит роль философии в культуре?
Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей?
Имеется ли у философии свой язык? Чем он отличается от обычного языка и от языка науки?
Прокомментируйте суждение Аристотеля: «Удивление побуждает людей философствовать».
«Философский камень» - что за словосочетание? Что означает выражение «поиски философского камня»?
«Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс) В чем сила философского знания?
Какова польза философских знаний? При ответе используйте известные Вам учения философов.
«Философия прирождена человеку» (И.Г. Фихте). Согласны ли Вы с этим? Что такое природа человека и включает ли она философию?
Прокомментируйте высказывание А. Шопенгауэра: «Истинное философское воззрение на мир, т.е. то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность и, таким образом, выводит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда, и зачем, а всегда и всюду интересует его только что мира…»
Прокомментируйте высказывание М. Хайдеггера: «Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос».
Сравните употребление понятия «диалектика» в античной и современной философии.
Сравните представление о Боге с точки зрения античной и средневековой философии.
Почему в любом философском учении возникает вопрос о бытии?
Какое свойство мира отмечали мыслители всех эпох при формировании понятия «бытие»?
В чем состоит специфика различных типов бытия? Можно ли утверждать существование бытия духовного?
Обладают ли свойством бытия фантастические образы и галлюцинации?
Существует ли развитие и как его понимать?
Как вы понимаете высказывание Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем?»
Как вы понимаете высказывание Сократа: «Я знаю то, что ничего не знаю»?
Чьим детищем является атомарная гипотеза - философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?
По мнению К. Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение?
Как понимать суждение Аристотеля: «Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью».
Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм - какое учение Вам более симпатично?
Каковы философские истоки теоцентризма?
Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?
Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность сегодня?
В чем состоит философский смысл заповедей Христа?
Пробуйте опровергнуть Фому Аквинского: «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное... Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя - «Бога».
Что имел ввиду Августин, утверждая: «Лучше быть смиренным гражданином, чем гордым праведником»?
Как понимать вопрос, поставленный в Евангелии от Луки: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет?»
На каких христианских идеях основано поучение Л.Н. Толстого: «С грехом ссорься, с грешником мирись. Ненавидь дурное в человеке, а человека люби»?
Почему доминирующим аспектом философии Возрождения является эстетический?
Действительно ли главным принципом философии Возрождения является антропоцентризм?
Каковы истоки ренессансного гуманизма?
Как научная революция конца XVI - начала XVII вв. повлияла на предмет философии?
Что объединяет и противопоставляет философские рассуждения Ф. Бэкона и Р. Декарта?
Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона?
Каковы философские основания юридического мировоззрения Нового времени?
Что означает высказывание Вольтера «Природа разумна, разум естественен»?
Объясните понимание свободы Вольтером: «Когда я могу делать то, что хочу, это значит - я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости»?
Как соотносятся знание и вера в философии И. Канта?
Можно ли руководствоваться принципами этики Канта сегодня?
В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?
В чем Вы видите основные достоинства и недостатки идеализма Гегеля?
«Все действительное разумно и все разумное действительно» (Гегель). Так ли это?
В чем Вы видите основные достоинства и недостатки философии Маркса?
В чем отличие классического марксизма и его ленинского варианта?
Какие идеи Маркс получило развитие в философии 20 века?
Каковы достоинства философии жизни?
Прокомментируйте высказывание Ф. Ницше: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель».
Прокомментируйте слова Ф. Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или для чего?»
Какое отношение имеет психоанализ к философии?
В чем особенность подхода к проблеме бытия в экзистенциализме?
Как соотносятся сущность и существование в философии экзистенциализма?
Как Вы понимаете высказывание Ж.-П. Сартра: «Человек осужден быть свободным. Осужден потому, что не сам себя создал, и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает»?
Как соотносятся понятия «свобода выбора» и «свободный выбор»? Проанализируйте взаимосвязь понятий «свобода» и « ответственность».
Какой философский смысл заключен в призыве М. Хайдеггера: «Пойми самого себя! Сбудься! Свершись! Посвяти себя собственной судьбе, а не (трансцендентному) возвышающемуся над тобой и не соизмеримому с тобой историческому процессу?»
Чем отличается русская философия от философии западноевропейской?
Каковы общие черты философии западников и славянофилов?
Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?
Прокомментируйте высказывание Л.Н. Толстого: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цели, причин и следствий».
Прокомментируйте высказывание В. Соловьева: «Человек должен быть нравственным свободно, это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным».
Как, на ваш взгляд, соотносятся современная научная, философская и религиозная картины мира?
Каковы основные ценности и идеалы науки?
Стоит ли наука вне этики?
Какие проблемы рассматривает философия науки?
С чем связано возникновение дилеммы «сциентизм - антисциентизм»?
Существует ли истина в гуманитарных науках? В каких философских направлениях разрабатываются гносеологические проблемы гуманитарных наук?
Что изучает философия техники?
Каково соотношение науки и техники?
Как проводится оценка техники?
Каковы основные принципы инженерного отношения к миру?
Каковы философские истоки экологических бед человечества?
Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX веке глобальный характер?
Существует ли смысл и цель в истории?
В чем проявляется единство и многообразие исторического процесса?
Существует ли прогресс в истории?
Можно ли говорить о прогрессе в духовной жизни человека? Если да, то каковы критерии этого прогресса?
Можно ли говорить о прогрессе нравственности?
Что имел виду О. Шпенглер, утверждая: «Культура и цивилизация - это живое тело душевности и ее мумия?
Прокомментируйте высказывание: «Цивилизация как завершение культуры, как оцепенение после развития, как смерть после жизни, как ставшее после становления»?
В чем проявляется кризис современной цивилизации?
Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности?
Способно ли человечество создать новую систему ценностей? Какова здесь роль философии?
Каковы гуманистические ориентиры современной философии?
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)