Глава 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Термин «классическая немецкая философия» был введен Фридрихом Энгельсом в его поздней работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», опубликованной в 1886 году. Сам Энгельс специально не разъясняет, что он имеет в виду под «немецкой классической философией». Но под классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма. И после классики, как правило, идет снижение уровня. В свое время мы уже говорили о греческой философской классике, которая была представлена именами Сократа, Платона и Аристотеля. Выше Аристотеля во времена античности теоретическая философия уже не поднималась. Историческое развитие философии, как и сама история в целом, не идет по монотонной прямой, а оно, скорее, идет «кругами». Аристотелем «круг» развития античной греческой философии завершился. Людвигом Фейербахом завершается «круг» немецкой классики. Но параллель Аристотеля и Фейербаха не может быть прямой: Аристотель целиком принадлежит классике, Фейербах — уже начало конца немецкой классики, ведь в его учении мы обнаруживаем черты неклассической философии XIX и XX веков.
Что касается общего характера классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Иммануила Канта ясно выражена мысль об автономности человека и мира культуры относительно природы. До этого философы
421
знали, с одной стороны, природу, а с другой — человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на творца и одновременно продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок.
Вспомним, к примеру, рационалистов Нового времени, которые считали, что о сущности окружающего мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума, поскольку чувственное многообразие природных тел скрывает от нас основу бытия. Иначе ставится этот вопрос в немецкой классике, где речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира может нам открываться непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее становится, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии
сзаконами Истины, Добра и Красоты. Но откуда берется этот мир? Где его корни?
Вответе, который дают на этот вопрос в немецкой классике, скрыта колоссальная мистификация, поскольку она, начиная с Канта и заканчивая Гегелем, выводит мир культуры из деятельности человеческого духа, который у Гегеля превращается даже в Абсолютный дух. Таким образом, мыслящий субъект оказывается основой мироздания. Но нужно иметь в виду, что иного ответа и не могло быть на рубеже XVIII — XIX веков, когда материально-производственная деятельность человечества еще не достигла сегодняшних масштабов. Деятельность людей толкуется здесь только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного, а затем объективного идеализма.
Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к внутренней лаборатории субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии. «Вплоть до появления кантовской философии, — пишет в связи с этим Гегель, — публика еще шла в ногу с философией; до появления кантовского философского учения философия возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще
422
в представление об образованном человеке. Ею поэтому занимались практики, государственные
люди. Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них опускаются крылья. Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа сознания»1.
Далее Гегель замечает, что все героические попытки философа Фихте «принудить читателя к пониманию» не увенчались успехом. Таким образом, одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на неуспех. Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука. Всякая популяризация науки ведет к тому, что поступаются сначала научной формой ради простоты изложения, а затем самим содержанием — ради простоты восприятия. Что касается немецкой классики, то здесь была поставлена противоположная задача. Кант и Фихте в особенности стремились превратить философию в науку. Именно с этим связаны приемы дедукции и конструкции, которые они использовали для построения философской теории. Но как раз эти приемы с самого начала отпугивают даже не очень робкого читателя, и он откладывает «Критику чистого разума» Канта или до лучших времен, или навсегда, вынося свой «авторитетный» вердикт: этого понять невозможно. Тем не менее, нам не остается ничего иного, как предпринять еще одну попытку в разъяснении существа этой философии. И начнем мы, естественно, с учения И. Канта.
- Введение. Как изучать философию?
- Глава 1. РОДИНА ФИЛОСОФИИ - ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?
- 3. Древний Китай: даосизм и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 2. АНТИЧНОСТЬ И РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Фисиология» ранних греческих философов
- Фалес (ок. 640 — ок. 545 до н. э.),
- 2. Пифагор и пифагорейцы
- Пифагор (ок. 580 — ок. 500 до н. э.),
- 3. Парменид о Бытии и путях его познания
- Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.)
- 4.Атомизм как вершина греческой натурфилософии
- Левкипп (ок. 500 — ок. 440 до н. э.),
- 5. Софисты и первый опыт субъективизма
- Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н. э.)
- Разум как субъективная способность
- 6. Сократ о человеке и сути добродетели
- Сократ (469—399 до н. э.)
- 7. Философия Платона и проблема идеального
- Платон (427—347 до н. э.)
- 8. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии
- Аристотель (384—322 до н. э.)
- Этические и политические идеи Аристотеля
- 9.Эллинизм и разложение античной классической традиции
- Сократические школы
- Эвклида (ок. 450—380 до н. э.)
- Кинизм как образ жизни я философия
- Антисфен (450—360 до н. э.)
- Основные идеи стоицизма
- Зенон из Китиона (333/32—262 до н. э.),
- Скептицизм и эклектицизм
- Глава 3. СРЕДНИЕ ВЕКА: ФИЛОСОФИЯ КАК «СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ»
- 1. Отражение кризиса римского общества в философии. Эпикуреизм и стоицизм
- 2. Филон Александрийский - «настоящий отец христианства»)
- Филон (20 г. до н. э. — 54 г. н. э.),
- 3. О своеобразии христианского вероучения
- 4. Апологеты против языческой мудрости
- Юстин-мученик
- Тертуллиан: вера претив разума
- Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160— после 220 н. э.)
- 5. "Отцы церкви» и основы христианской философии
- «Истинный гносис» Климента Александрийского
- Тит Флавий Климент (ок. 150—216 н. э.)
- Теологическое учение Оригена
- Ориген Александрийский (185—263)
- Наследие Августина Блаженного
- Аврелий Августин (354—430)
- 6. Неоплатонизм как антитеза христианству
- 8. Схоластика как «школьная» философия средневековья
- Первый схоласт Иоанн Скот Эриугена
- Иоанна Скота Эриугену (ок. 810—877)
- Ансельм Кентерберийский как второй «отец схоластики»
- Ансельм Кентерберийский (1033—1109)
- Средневековый спор об универсалиях
- Крайний реализм
- Пьер Абеляр (1079—1142)
- 9. Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- Фома Аквинский (ок. 1226—1274)
- 10. Средневековый номинализм и его вызов схоластике
- Иоанн Дунс Скот (1270—1308)
- Уильяма Оккама (1290—1349/50
- Джон Уиклиф (1330—1384)
- Глава 4. ГУМАНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Джорджо Вазари (1511—1574)
- 1. Социокультурные основы философии Возрождения
- Н. Макиавелли (1469—1527)
- 2. Возрожденческий гуманизм и флорентийская Академия
- Пико делла Мирандола (1463—1494)
- 3. П.Пампонацци: смертная душа в присутствии Бога
- 4. Учения И. Казанского и Д. Бруно
- Пантеизм Николая Кузанского
- Николай Кузанский (1401—1464)
- Атеизм Д. Бруно
- Джордано Филиппо Бруно (1548—1600)
- Литература
- Глава 5. НОВОЕ ВРЕМЯ: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- 1.Ф. Бэкон: знание - сила
- 2. T. Гоббс: между эмпиризмом и рассудочным рационализмом
- 3. Д. Локк: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах
- О Боге и материи с позиции эмпиризма
- Локк как идеолог либерализма
- 4. Дж. Беркли: существовать - значит быть непринимаемым
- Джордж Беркли (1685—1753)
- 5. Скептицизм Д. Юма: против религиозного и метафизического догматизма
- Давид Юм (1711-1776)
- Этическое учение Юма
- 6. Р. Декарт и истоки новоевропейского рационализма
- Рене Декарт (1596—1650)
- 7. Пантеизм Б. Спинозы: Бог как Природа
- Бенедикт Спиноза (1632— 1677
- Спинозизм и атеизм
- 8. Монадология Г.В. Лейбница
- Метафизика X. Вольфа как продолжение лейбницианства
- Христиан Вольф (1679-1754)
- Глава 8. ПРОСВЕЩЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ПУТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
- 1. Вольтер и Монтескье: «дух времени» и «дух законов»
- Вольтер (1694—1778)
- 2. Ж.-Ж. Руссо и проблема отчуждения
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- 3. Механистический материализм барона Гольбаха
- 4. «Человек-машина» Ламетри
- 5. Ощущение как основа познания
- Этьенн Бонно (1715—1780)
- Клод Адриан Гельвеций (1715—1771)
- 6. Теория социальной среды: «воспитание создает все»
- 7. Дидро н парадоксы «разорванного сознания»
- Дени Дидро (1713—1784)
- 8. П.Ж.Ж. Кабанис и «вульгарный материализм»
- Пьер Жан Жорж Кабанис (1757—1808)
- Глава 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
- 1. И. Кант - основоположник классической немецкой философии
- Переворот в философии и трансцендентальная логика
- Этика Канта
- Эстетика Канта
- А.Г. Баумгартен (1714—1762)
- 2. И. -Г.Фихте обоснование деятельной природы субъекта
- Социально-политические взгляды Фихте
- 3. Философская эволюция Ф.В.Й. Шеллинга: натурфилософия - эстетический идеализм - философия откровения
- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854)
- 4. Система объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) был
- Философия духа
- 5. Антропологический материализм Д. Фейербаха
- Фейербах об истории и отчуждении сущностных сил человека
- Глава 8. К. МАРКС И «ОБМИРЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»
- 1. Жизненный путь К. Маркса
- 4. Критика антропологизма Л. Фейербаха и историческое понимание сущности человека
- 6.Критика «казарменного коммунизма»
- 8. Материалистическое понимание истории и диалектический метод
- 9. Ф. Энгельс: от сражения с Шеллингом до «Диалектики природы»
- 10. О марксизме сегодня
- Глава 9. ФОРМИРОВАНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (ПРЕЛЮДИЯ)
- 1. А. Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции
- Артур Шопенгауэр (1788—1860)
- 2. О. Конт и начало позитивизма
- О. Конт (1798—1857).
- 3. С. Киркегор: первый опыт экзистенциализма
- Серен Киркегор (1813—1855)
- Экзистенция и поиск «повторения»
- 4. Ф. Ницше и «философия жизни»
- Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) родился в Лютцене в Германии
- Глава 10. ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Логический атомизм» Б. Рассела
- 2. «Языковая игра» Д. Витгенштейна
- 3. «Критический рационализм» К. Поппера
- Карл Раймунд Поппер (1902—1994) родился в Вене
- К. Поппер о врагах «открытого общества»
- Глава 11. 3. ФРЕЙД И ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
- 1. Теория Фрейда: истоки и перспективы
- Зигмунд Фрейд (1856—1939)
- 2. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга
- 3. «Фрейдомарксизм» Э. Фромма
- Эрих Фромм (1900—1980)
- Глава 12. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ
- 1. М. Хайдеггер: экзистенция как «здесь-бытие»
- 2. К. Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере
- Карл Ясперс (1883—1969)
- 3. Ж. -П. Сартр: «другие - это ад»
- Жан Поль Сартр (1905—1980)
- 4. А. Камю: между метафизическим и историческим бунтом
- Глава 13. ГЕРМЕНЕВТИКА В XX ВЕКЕ (ЕЕ ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)
- 1. Христианская «герменевтика» Р. Шлейермахера
- Фридрих Шлейермахер (1768—1834)
- 2. В. Дильтей о герменевтике «сочувствия»
- Вильгельм Дильтей (1833—1911)
- 3. Герменевтический круг Х.Г. Гадамера
- Ханс Георг Гадамер (1900—2002)
- Глава 14. ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ КАК ЛИТЕРАТУРА
- 1. О понятиях «модерн» и «постмодерн»
- 2. Философия как «письмо»
- Ролан Барт (1915—1980)
- Фердинандом де Соссюром (1857—1913).
- 3. «Ризома» вместо логики
- Ж. Делёза (1925-1995) и Ф. Гваттари (1930-1992)
- 4. Телесное "событие" как антипод идеи
- 5. Цинизм против нравственного закона
- Глава 15. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФИЛОСОФСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. О6 основных зтапах русской философской мысли
- Максим Грек (ок. 1470—1556
- 2. П.Я. Чаадаев как основоположник оригинальной русской философии. Славянофилы и западники
- Духовная эволюция П. Чаадаева и главное противоречие русской жизни
- Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)
- Философско-социологические воззрения славянофилов: И.В. Киреевский, A.С. Хомяков
- Русский «гегелизм» и западничество: либеральное и революционное направление
- Николай Владимирович Станкевич (18Î3—1840)
- 3. Философские основания идей русских революционеров-демократов
- А.И. Герцен и идея революции
- Александр Иванович Герцен (1812—1870)
- Антропологическая философия Н.Г. Чернышевского
- Н.Г. Чернышевский (1828—1889)
- 4. Учение B.C. Соловьева как вершина русской религиозной философии
- Философия всеединства и начала софиологии
- 5. Русская философия «серебряного века» и персонализм Н.А. Бердяева
- Николай Александрович Бердяев (1874—1948)
- Философия свободы
- Философия неравенства: критика демократии
- 6. Лев Шестов и русский экзистенциализм
- Лев Исаакович Шварцман (1866—1938),
- «Философия абсурда»: Шестов как экзистенциалист
- Литература
- Заключение. Можно ли говорить о «конце философии»?
- СОДЕРЖАНИЕ