logo
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика русской философии во многом складывалась под влиянием культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация России сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.

Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 -1765) - гениальный ученый-энциклопедист.

А. Н. Радищев (1749 -1802) - отстаивал материалистические философские позиции, считая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует сами по себе". Впервые в русской мысли сиситематически разрабатывал проблему человека.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П. Я. Чаодаев (1794-1856). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир полон атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма который, однако, ограничивался миром физических явлений. Познание по Чаодаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические эмпирические методы, а в духовном мире, объекты которые обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство двух миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своём историческом бытии подчинено для необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философии истории Чаодаева, связанная прежде всего заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начальный период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России - единение России с другими народами). Затем взгляды Чаодаева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мировой истории как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижениями западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

Своеобразным направлением в русской философии явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В понимании судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и пустоты. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре и ее "центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достижение целостности человеком и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в создании общины, духовная основа которой - церковь. Первоначалом всего сущего является бог. Исторический прогресс связан с отысканием "дух смысла". Сущность мира могла быть создана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой "Разумной Зрячестью" или "живознанием", исходное начало которой - религия.

Материалисты В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861). Они являлись не только философами теоретиками, но и идеологами революционной демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкого классического просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы повернулась в сторону материализма. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство только высокоорганизованной материи - мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие и, противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой (1828-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, всеобщей любви. "Царство божие внутри нас" - он не принимал обычное религиозное понимание бога. Всякая власть - насилие - отрицание государства. Упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Исповедовал идеи почвенничества, религиозную ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за ценности христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей духовной истины.

Одним из выдающихся русских философов был В. Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Но подготовить человека к восприятию христианских ценностей является центральной идеей учения - идея положительного всеединства или "всеединого сущего". Это всеединство представляет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает признаками безусловности и всеобщности.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного - сущего, посредник между ними - София (мудрость божья). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории - единство бога и внебожественного возглавляемого человечеством. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, подлинный образ всеединства.

В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей.