18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)
Проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии. При этом необходимо различать обыденный смысл понятия «бытия», где фиксируется факт существования какого-то явления, предмета, процесса и сугубо философский смысл категории «бытия». Бытие – есть начало, не имеющее причины, то, что обеспечивает существование и последнее, о чем еще можно спрашивать.
Античные мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего, при этом они подчеркивали изменчивую природу вещей. Заслуга выделения категории «бытия» как предмета философского анализа принадлежит Пармениду, согласно ему бытие: едино, неделимо, неизменно и неподвижно. Значительный вклад в трактовку бытия внес Платон, он выделил два противоположных бытия «истинное» и «чувственное». По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: 1) каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание; 2) каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом; 3) каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение; 4) каждая вещь имеет свое определенное назначение. Платоновская концепция получила развитие в средневековой христианской философии, где под «истинным бытием» понимали бытие Бога.
В эпоху Возрождения и, особенно в Новое время бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму, т.е. бытие – это предельная форма субстанции. Таким образом в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначения общей основы мира, философская категория субстанция (от лат. сущность). Под субстанцией в философии понимают некую сущность, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа, основание, носитель); как конкретная индивидуальность; как сущностное свойство; как-то, что способно к самостоятельному существованию; как логический субъект и т.д.
В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется бытие неорганической, органической и социально организованной материи, находящихся в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимости.
В XX веке в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка. Обращаясь к философии неопозитивизма (например, К. Поппера) мы находим деление бытия на три уровня: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа. Наиболее глубокий анализ категории бытия связан с философией экзистенциализма, сводящий проблему бытия к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие. Для экзистенциализма предметом философствования может быть бытие таинственное, сокровенное, покрытое тайной, недоступное разуму, тогда как реальный, предметный мир, допускающий логическую фиксацию содержания, не имеет философского смысла бытия.
Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие или небытие? При рассмотрении проблемы бытия можно создать цепь вопросов, каждый из которых побуждает к постановке следующего:
Что существует? – Мир.
Где существует? – Здесь и везде.
Как долго он существует? – Теперь и всегда.
Мир был, есть и будет, он непреходящ.
Категория бытия отражает общие свойства вещей и процессов, т.е. факт их существования в прошлом, настоящем и будущем, и в своем существовании они объединяются со всем тем, что есть в мире. Можно выделить следующие основные специфические формы бытия: бытие вещей, явлений и процессов; бытие человека; бытие духовное; бытие социальное. Итак, философская теория бытия является самой сложной в плане раскрытия ее сущности. Подчеркивая единство и многообразие бытия, философия выходит на проблему атрибутивности бытия, т.е. необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Под атрибутивными свойствами бытия в философии понимают: движение и покой, пространство и время.
- 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
- 3. Основные философские направления, их основания и различия
- 4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
- 5. Материалистическая теория Демокрита
- 6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
- 7. Философия Аристотеля
- 8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
- 9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
- 10. Английская философия XVII XVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
- 11. Философия французского Просвещения
- 12. Гносеология и этика Канта
- 13. Система и метод философии Гегеля
- 14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли
- 15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму
- 16. Экзистенциализм и его место в истории философии и культуры
- 17. Духовное своеобразие русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Булгаков)
- 18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)
- 19. Основные законы диалектики
- 20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке
- 21. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика
- 22. Сознание, его происхождение и сущность
- 23. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
- 24. Познание как философская проблема. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма
- 25. Проблема истины в теории познания
- 26. Соотношение эмпирического и теоретического в познании. Факт и теория
- 27. Человек как философская проблема
- 28. Личность. Свобода личности
- 29. Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)
- 30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества
- 31. Формационный анализ общества (Маркс)
- 32. Цивилизационный подход к анализу общества. Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)
- 33. Сущность культуры. Многообразие культур
- 34. Философские основы теоретических учений о государстве (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс)
- 35. Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории
- 36. Понятие субъекта исторического прогресса (личность, народ, классы, элиты, этнос)
- 37. Общественное сознание и его структура
- 38. Философский смысл глобальных проблем современности