logo
Методический комплекс новый

21.6. Научное творчество и психологические факторы

Психология научного творчества — относительно молодая ветвь пси­хологической науки; она начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. и вскоре приобрела самостоятельность. Определенный прогресс в этой области был достигнут примерно в середине XX в., когда от представле­ний о принципиальной уникальности творческого акта и творческой лично­сти психологи перешли к воззрению на творчество как на нечто доступное каждому человеку. Это позволило поднять вопрос об изучении психологи­ческих факторов и разработке методов, способных стимулировать творче­ские способности, присущие каждой личности.

Действительно, существуют факторы, как положительно, так и отрица­тельно влияющие на процессы творческого поиска. К положительным отно­сятся развитое воображение, ассоциативное мышление, предыдущий опыт успешной исследовательской деятельности, уверенность в своих силах, интеллектуальная независимость, сильная мотивация. К отрицательным — психологическая ригидность (стремление действовать по шаблону), чрез­мерное влияние авторитетов, страх перед возможной неудачей и т.п.

Творческая активность — особое качество психической деятельности. Процессам творчества присущ определенный фоновый режим повышен­ной готовности и поисковой предприимчивости. Д.Б. Богоявленская вы­делила особую характеристику интеллектуальной активности, которая является экспериментально проверяемой и даже измеряемой. Она называ­ет ее интеллектуальной инициативой: это как бы избыток активности, продолжаемый за пределы требуемого, когда происходит постановка проблемы на новом уровне, так что анализируется уже не столько сама исходная задача, сколько закономерности, ведущие к решению задач по­добного класса.

Понимание того, что творческое состояние характеризуется повышен­ным фоном психической активности, позволяет глубже раскрыть и тему научного открытия. На первый взгляд кажется, что множество открытий оказывается своеобразными подарками судьбы (например, случайное открытие радиоактивности А. Беккерелем). В таких ситуациях ученый занимается поиском чего-то другого, но побочный продукт этого поиска неожиданно приобретает самостоятельное и фундаментальное значение. Действительно, в науке, вероятно, чаще получается так, что новация ока­зывается не результатом прямого поиска, а побочным продуктом преды­дущей деятельности по решению частных задач. Однако еще Э. Мах в свое время подчеркивал, что автору открытия присуще особое «напря­жение внимания». Для того чтобы совершить открытие, необходимо быть уже достаточно подготовленным к этому. Так, ярким примером случай­ной находки является открытие условного рефлекса И.П. Павловым. Как известно, первоначально Павлов занимался физиологией пищеварения, но в 1901 г. им было замечено явление, не предусмотренное в его плане работы, выражавшее собой связь сигнала внешней среды и физиологиче­ской реакции. Павлов, конечно, мог оставить его без внимания, однако он сразу увидел значение этого явления; он принялся тщательно изучать обнаруженный феномен, существенно изменив свои исследовательские интересы. Эти исследования привели к разработке основ физиологии высшей нервной деятельности.