Указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Практическая педагогика»
Целями проведения лабораторных работ являются: формирование профессиональной педагогической позиции; формирование умений анализа педагогических фактов и явлений; усвоение категорий и понятий педагогики; ценностно-смысловое самоопределение студентов по отношению к современной образовательной парадигме; формирование основ педагогического мастерства; обучение работе с различными источниками педагогической информации.
Лабораторные работы выполняются в отдельных тетрадях объемом 96 листов с полями не менее 6 клеток на каждой странице, последовательно по номерам, без пропусков.
Каждая новая лабораторная работа должна начинаться с новой – ПРАВОЙ! – страницы тетради.
Работа выполняется студентом самостоятельно во внеаудиторное время в рамках обязательных часов, выделенных на самостоятельную работу по дисциплине.
В процессе подготовки студент на кафедре (или на сайте кафедры http://akmeo.rus.net) знакомится с содержанием предстоящей работы, записывает в тетрадь номер и тему работы, ее цели, выполняет дома в письменном виде все задания.
На аудиторные занятия студент приходит с полностью выполненной лабораторной работой.
Преподаватель проверяет выполнение работы, и студент получает допуск к защите лабораторной работы.
Защита представляет собой ответы на вопросы преподавателя по теме работы.
В процессе защиты лабораторной работы студент должен продемонстрировать следующие качества знаний: осознанность, прочность, полноту, глубину.
Студент должен ПОНИМАТЬ содержание выполненной работы (знать определения понятий, уметь разъяснить значение и смысл любого термина, используемого в работе и т.п.).
Все виды работы: результаты анализа, сопоставления, самоопределения, выводы и т.п. записываются в тетрадь аккуратно, с выделением номера задания, отдельными абзацами. Никакие сокращения слов в текстах лабораторных работ не допускаются!
После защиты результаты работы подписываются преподавателем («зачтено», количество баллов, подпись преподавателя, дата сдачи). Не подписанная преподавателем работа не считается защищенной.
В журнале учета успеваемости студентов выставляется балл за выполненную работу (от 3 до 5,0 баллов в зависимости от качества выполненной работы). Суммарная максимальная оценка за все выполненные в срок лабораторные работы – 90 баллов.
Критерии оценки лабораторных работ:
Балл | Критерии оценки (содержательная характеристика) |
«1» | Работа выполнена полностью. Студент практически не владеет теоретическим материалом, допуская грубые ошибки, испытывает затруднения в формулировке собственных суждений, неспособен ответить на дополнительные вопросы. |
«2» | Работа выполнена полностью. Студент не владеет теоретическим материалом, допуская ошибки по сущности рассматриваемых (обсуждаемых) вопросов, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допускает ошибки при ответе на дополнительные вопросы. |
«3» | Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом на минимально допустимом уровне, отсутствуют ошибки при описании теории, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы. |
«4» | Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы. |
«5» | Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, представляет полные и развернутые ответы на дополнительные вопросы. |
Работа, оцененная менее, чем 3 баллами, не может быть «зачтена» и переделывается самостоятельно студентом во время занятий или дома с дальнейшей ее сдачей и защитой (по договоренности с преподавателем) со снижением оценки на 1 балл, если работа переделывается и защищается во время текущего учебного занятия!!!
ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНА ПОПЫТКА ПЕРЕСДАЧИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ!!!
В процессе подготовки и выполнения лабораторной работы студент может пользоваться консультациями преподавателя, материалами сайта кафедры. Наличие конспекта лекций на лабораторной работе ОБЯЗАТЕЛЬНО!
В случае пропуска занятий или не допуска к защите, проверка и защита лабораторной работы осуществляется во время, определяемое преподавателем. В часы занятий по расписанию проверяется и защищается только та работа, тема которой предусмотрена календарным планом. Студент, защитивший работу, продолжает в аудитории готовиться к выполнению следующей работы.
ПОСЛЕДНИЙ СРОК СДАЧИ ЛАБРАТОРНЫХ РАБОТ – ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО дисциплине В СЕМЕСТРЕ В КАЖДОЙ ПОДГРУППЕ! После последнего дня занятий по расписанию работы проверяться и защищаться не будут.
ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ СДАЧУ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ОЦЕНКА СНИЖАЕТСЯ НА 2 БАЛЛА.
запрещается предъявлять для проверки более двух незачтенных работ (за исключением случаев длительной болезни студента, подтвержденной документально). общее правило – в течение недели проверяется только одна работа.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценка выполненных лабораторных работ осуществляется в рамках рейтинговой системы (5,0 баллов) по следующим показателям:
Владение теоретическим материалом по рассматриваемым вопросам.
Работа с различными источниками педагогической информации.
Наличие собственных оценочных, аргументированных, развернутых вопросов.
Ответы на дополнительные вопросы.
- Указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Практическая педагогика»
- Шкала перевода баллов в оценки за лабораторные работы
- Лабораторная работа № 1. Тема: Сравнительный анализ определений «предмета педагогики» и ее категорий
- Лабораторная работа № 2. Тема: целостный педагогический процесс
- 1. Ответьте на вопрос. Педагогический процесс – это:
- Лабораторная работа № 3. Тема: Принципы организации целостного педагогического процесса
- Лабораторная работа № 4 Тема: цели Педагогического процесса как системообразующий фактор
- Лабораторная работа № 5. Тема: гуманизм и инновации в педагогике. Дифференцированный подход в обучении.
- 1. Ответьте на вопрос: «Гуманизм – это:
- 2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «гуманизация образования»:
- Лабораторная работа № 6. Тема: педагогический контроль и учет результатов деятельности школьников.
- 2. Оценка – это:
- 4. Заполните следующую таблицу.
- 5. Охарактеризуйте педагогические возможности следующих средств преодоления неуспеваемости.
- 6. Учитель, проверив изготовленный учеником объект труда, поставил оценку «2». Возвращая изделие, он сказал:
- 7. Можно ли заменять отметки, выставляемые в классный журнал, словесными формулировками (оценками)? При каких обстоятельствах?
- Лабораторная работа № 7 Тема: процесс обучения. Закономерности и функции процесса обучения
- Что такое «дидактика»? Отметьте правильный ответ:
- Определите иерархию следующих понятий: частная методика, педагогика, дидактика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?
- Проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу.
- Что является движущей силой процесса обучения:
- Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения?
- Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?
- Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках проблемного обучения.
- Лабораторная работа № 8
- Найдите ответ или дайте собственный вариант ответа на вопрос «Что такое метод обучения»?:
- 2. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?
- 3. В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»?
- 5. Какие факторы определяют выбор методов обучения?
- 6. Представьте характеристику «метода проектов» при обучении учащихся «Технологии». Заполните таблицу:
- 7. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?
- 8. Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
- Лабораторная работа № 9 Тема: организационные формы обучения. Урок в современной школе.
- 6. Может ли форма обучения влиять на содержание обучения? и если может то, в каких случаях, и каким образом?
- 7. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.
- Лабораторная работа № 10 Тема: Теория урока: анализ языка и аксиоматики.
- 1. В различных источниках информации найдите 3 – 4 определения понятия «урок».
- Лабораторная работа № 11 Тема: Развитие личности и воспитание
- 1. Из учебников, справочников, словарей, пособий по педагогике, выпишите определения следующих понятий:
- 2. Установите иерархию следующих понятий: 1) воспитание человека, 2) образование личности, 3) социализация личности, 4) педагогический процесс. Заполните схему.
- 3. В п.1.1 вы дали определения ряда понятий. Повторите их в нижеследующей таблице и найдите общее во всех понятиях, а также различие.
- 4. Как вы понимаете высказывание, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?
- 6. Разные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу, сравните результаты, сделайте выводы.
- 7. Что такое «акселерация»? Выберите наиболее полный и точный ответ:
- 8. Отразите свое мнение по поводу особенностей развития школьников, выбрав любой из двух последних возрастных периодов из п. 6.
- Лабораторная работа № 12 Тема: сущность, движущие силы процесса воспитания.
- Что такое воспитание? Отметьте правильный ответ:
- 2. Что из перечисленного можно отнести к движущим силам воспитания?
- 4. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания.
- ЛабораторНая рабоТа № 13 Тема: базовые концепции воспитания и их содержание.
- ЛабораторНая рабоТа № 14 Тема: методы, средства и формы воспитания.
- 5. Установите иерархию следующих понятий: «метод воспитания, прием воспитания, средство воспитания». Какая схема (из трех представленных) правильно отражает эту иерархию?
- 8. Что влияет на выбор методов воспитания?
- 10. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «метод воспитания».
- Лабораторная работа № 15 Тема: технологические основания образования.
- Лабораторная работа № 16 тема: базисные учебные планы общеобразовательных учреждений рф
- Лабораторная работа № 17 тема: государственные стандарты и примерные программы учебного предмета «технология» на старшей ступени общего образования
- 2. Сравните структуры базового и профильного уровней стандартов образования по технологии и заполните таблицу.
- 3. Изучив Примерные программы по технологии, рекомендованные мо (см. Сайты), ответьте на вопросы:
- 4. Изучив Примерные программы по технологии, рекомендованные мо (см. Сайты), сравните требования к уровню подготовки выпускников старшей школы и заполните таблицу.
- 5. Внимательно прочтите Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования. Заполните таблицу.
- 1. Интегрировав знания по теоретической и практической педагогике, результаты всех выполненных практических работ, изучив литературу, заполните таблицу.