13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
Диалектико-материалистическая философия явилась качественно новым этапом в развитии европейской культуры XIX ст. Ее становление связано с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Следует обратиться к истории, чтобы понять, как шел процесс формирования диалектико-материалистической философии, установить ее связь с духовным опытом прошлого, с теми событиями, которые развертывались в 30-40-е и последующие годы XIX в. в Европе.
Под историческими условиями возникновения диалектико-материалистического направления в философии правомерно понимать совокупность социально-экономических, политических и естественнонаучных факторов европейской цивилизации середины прошлого века. Любая философская теория в своем генезисе имеет объективные потребности, способствует решению тех задач, которые выдвинуты общественным развитием, и используется теми или иными политическими движениями, социальными силами в борьбе за признание их значимости и властное самоутверждение. В связи с этим трудно отделить философию от политики. Все дело в том, какова политика и какие цели она преследует.
Социально-экономические предпосылки формирования новых философских воззрений выражались в быстром развитии капиталистических общественных отношений, которые в XIX в. все в большей степени стали проявлять антагонистические противоречия. Один за другим следовали кризисы перепроизводства: 1825, 1837, 1842, 1847 годы. Они сопровождались падением производства, безработицей, резким ухудшением положения наемных рабочих. Требовался совершенно новый методологический подход к анализу происходящих перемен и соответствующих им философско-социологических обобщений и выводов.
Еще большей сложностью и противоречивостью характеризовалось политическое положение. Формировался совершенно иной субъект исторического процесса - пролетариат. Если в XVIII в. зарождавшийся новый класс выступал вместе с буржуазией против феодальных порядков, не противопоставляя ей свои интересы, то в 30-40-е гг. XIX в. он в ряде случаев открыто заявляет о своих экономических, социальных и политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией принимает острый характер и невиданные ранее в истории масштабы.
Трансформация взаимоотношений основных классов общества, эволюция капиталистического способа производства имели далеко идущие теоретические последствия. Возникла надежда на возможность формирования такой диалектико-материалистической философии, которая охватывала бы в границах целостной системы общество и природу, общество и человека, выявляла основные социальные противоречия и возможные способы их разрешения. Одним из таких способов, по Марксу и Энгельсу, является коммунистическая революция. Только она, по их мнению, способна покончить с миром эксплуатации и насилия и построить общество социальной -справедливости и равенства, свободы и мира. Пролетариат рассматривался как главная сила революционного преобразования общества на новых началах, именно за ним признавалась всемирно-историческая освободительная миссия.
Признание данной функции только за пролетариатом наложило существенный отпечаток на становление и последующее развитие марксистской философии особенно в части социологических воззрений, придав им акцентированную классовую направленность. Классовость и партийность стали рассматриваться в качестве неотъемлемого атрибута при решении всех социально-экономических, политических и идеологических проблем, вопросов развития литературы и искусства. Последователями Маркса эта идея была доведена в XX в. до своего логического завершения, вернее, до абсурда ^примером могут служить работы И. Сталина). Если у Маркса имелись определенные исторические основания такого понимания классовости, то у его последователей таких оснований уже не было и основывались они на догме.
Следует обратить внимание на опосредованные и непосредственные теоретические источники этой философской системы. К опосредованным относится философия древнегреческих мыслителей, эпохи Возрождения XVII - XVIII вв., а к непосредственным - философские и социологические идеи прогрессивных немецких мыслителей Г. Лессинга, И. Гердера, Ф. Шиллера, И. Гете, Г. Гейне и др. Особое место занимает немецкая классическая философия в лице ее выдающихся представителей - И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Мозаичное сочетание элементов диалектики и материализма, философских идей о природе и обществе, познании и творчестве, этики и эстетики, гуманизма и демократии представляло собой широкое теоретическое поле вариативных продолжений. Отношение Маркса и Энгельса к различным представителям немецкой классической философии в процессе их духовного развития было неоднозначным.
Обоснование органического единства материализма и диалектики
Если следовать действительным фактам и принципу историзма, то необходимо признать, что Маркс и Энгельс шли сложным, самостоятельным путем к формированию диалекти-ко-материалистической концепции. И это отнюдь не был переход от идеализма к материализму, как это изображалось во многих учебных пособиях по философии. Маркс даже в юношеские годы не был идеалистом в подлинном смысле слова, и отдельные его высказывания по этому поводу не могут являться основанием для причисления к идеалистам.
Критика философии Гегеля и Фейербаха осуществлялась ими с позиций самостоятельного размышления о материализме и диалектике. Для того чтобы убедиться в этом, следует обратиться, например, к письму Маркса-студента к отцу (1837г.), тетрадям по истории 'эпикурейской, стоической и скептической философии (1839 г.), докторской диссертации „Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (1841 г.), „Экономическо-философским рукописям"(1844г.), „К критике гегелевской философии права" (1844г.). Надо было иметь уже солидную философскую подготовку, чтобы приступить к критическому анализу гегелевской концепции абсолютного идеализма и антропологического материализма Фейербаха, который, кстати, был современником Маркса и Энгельса.
Немецкая классическая философия действительно оказала противоречивое влияние на всю духовную обстановку Германий того времени, в рамках которого шел процесс формирования духовного мира основателей диалектико-мате-риалистического учения. Однако это влияние необходимо понимать не в бук вальном смысле, не в следовании Маркса и Энгельса Гегелю и Фейербаху, а в приобщении к выдвинутым ими проблемам революции (Германия в 40-е гг. находилась накануне такой революции), человека, его отчуждения, прав и свобод;
субъекта истории и движущих сил истории; познания и революционного преобразования общества и многим другим. Маркс и Энгельс все больше убеждались в том, что ни диалектика Гегеля в ее мистической форме, ни материализм Фейербаха с его абстрактным подходом к обществу и человеку не могли способствовать решению этих проблем, поэтому шел процесс поиска более адекватного метода.
Эволюция философских взглядов Маркса и Энгельса не представляла собой прямолинейного процесса восхождения от низшего к высшему. Она включала в себя и моменты отрицания ранних романтически-гуманистических воззрений, к возвращение к прежним теоретическим положениям и принципам, рассматриваемым в свете происходящих изменений в обществе. В этом эволюционном процессе большое место занимает продуцирование новых идей по мере углубления, изучение действительности. „Предпосылки, с которых мы начинаем, -отмечали Маркс и Энгельс в „Немецкой идеологии", - не произвольны, они - не догмы; это - действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это -действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми так и те, которые созданы их деятельностью. Таким образом предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем.
В этой работе с достаточной определенностью проявляется материалистическая позиция Маркса и Энгельса, которая сформировалась у них прежде всего на основе анализа тех условий, которые сложились к этому времени в Германии. Это позволяло им осуществить развернутую критику односторонних положений философии Фейербаха, начатую Марксом -„Тезисах о Фейербахе". Среди этих положений выделялись три: а) созерцательный характер материализма Фейербаха, б) сугубо антропологический подход к решению проблемы человека; в) идеалистическое в целом понимание истории. В процессе критического анализа Маркс и Энгельс подчеркивали, что познание является активной предметно-практической деятельностью, в результате которой происходит очеловечивание природы, объективирование знаний о ней.
Качественно иным, чем у Фейербаха, было и понимание человека как биосоциального существа. Маркс и Энгельс разработали системный подход к человеку, что позволяет говорить о самостоятельности их философских взглядов.
Маркс критиковал Гегеля и Прудона в „Нищете философии" (1847 г.) за то, что для них человек - щепка на волнах судьбы, актер, который покорно играет по сценарию, написанному объективным Разумом. Маркс же, напротив, признавал за человеком авторство и актерство своей собственной драмы, а всю историю считал не чем иным, как результатом его деятельности.
Маркс и Энгельс показали также несостоятельность идеалистического подхода к объяснению общественно-исторических явлений. Признавая значимость побудительных идеальных сил в исторической деятельности человека, они выяснили причины этих сил, коренящиеся в материальных условиях жизни общества. В этой связи Маркс и Энгельс ввели в научный оборот понятие „материалистическое понимание истории", суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению ко всем сферам общественной жизни. При этом они подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует абсолютизировать, так как духовная жизнь общества имеет собственные законы развития и оказывает все возрастающее влияние на материальные условия, ускоряя или замедляя их развитие.
Отношение Маркса и Энгельса к философии Гегеля, как и Фейербаха, не было односторонним. Оно отличалось творческим подходом, конструктивностью критики тех или иных идей. Маркс, обращаясь к гегелевской философии как сложной системе, был уже в значительной степени подготовлен к ее анализу, выявлению рационального и мистического, исторического и логического, существенного и преходящего. Материалистическое восприятие мира позволило ему обнаружить ложное основание гегелевской философской системы и сформированного в ее рамках метода.
Основой для формирования отличного от гегелевского метода, его альтернативой Марксом была признана объективная действительность, именно та материальная действительность, которую Гегель изначально игнорировал. Несмотря на все это, Маркс на протяжении всей теоретической деятельности обращался к философии этого выдающегося немецкого мыслителя с целью творческого приобщения к богатству ее содержания. Материализм и диалектика в марксистской философии приобрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи, которая придает им цельность и качественно новую методологическую функцию.
Очень часто философские учения независимо от их материалистической или идеалистической направленности тяготели и тяготеют к естествознанию, находя в нем определенный материал для обоснования тех или иных концепций. Процесс становления диалектико-материалистической философии в еще большей степени нуждался в союзе с естественными и техническими науками. Они подкрепляли убеждение в объективности законов развития не только природы, но и общества, в их общности и различии, познаваемости и практическом использовании приобретенных знаний.
Уже в XIX в. естествознание стало упорядочивающей наукой, позволяло получить знания о процессах, о происхождении и развитии вещей, о связях, соединяющих процессы природы в единое целое. Среди естественных наук особо выделялись степенью своей развитости физиология растений и животных, эмбриология, геология, химия, физика и др. Познание взаимосвязи процессов, которые протекают в природе, двинулось гигантскими шагами вперед благодаря прежде всего трем великим открытиям: клетки; закона сохранения и превращения энергии; эволюционного учения Ч. Дарвина.
Развивающееся естествознание объективно вытесняло метафизический метод познания, который до этого там существовал, создавая предпосылки для формирования диалектико-материалистического понимания природы. Маркс и Энгельс, обобщив достижения естествознания своего времени, получили естественноисторическую базу для обоснования внутреннего единства материализма и диалектики. Сомнения и противоречия уступали место концептуальному подходу, постулиро-вание - обоснованному выводу о проявлении универсальных законов бытия. Стремление Маркса не рассуждать об обществе вообще, а постигать его как внутренне связанную динамичную систему было принципиальным шагом вперед по сравнению с традиционной социологией.
Эволюция марксистской философии в новых исторических условиях
Философско-социологические концепции претерпевают определенные модификации в зависимости от изменения исторических условий, в которых они продолжают свой относительно самостоятельный путь, и субъективно-личностных качеств мыслителей, принимающих участие в их разработке. Это в равной степени относится и к диалектико-материалистической философии. Принцип историзма в этой связи является важнейшей методологической основой для понимания сложного и противоречивого процесса развития как в философской, так и естественнонаучной теории.
Развитие диалектико-материалистической философии, конкретизация отдельных ее положений, их адаптация к национальным условиям разных стран осуществлялись на рубеже XIX-XX вв. А. Бебелем, П. Лафаргом, А. Лабриолой, В. И. Лениным, И. Мерингом, Г. В. Плехановым и др. Каждый из них внес ту или иную лепту как в распространение марксистского учения, так и в разработку отдельных его проблем с учетом новых требований естественнонаучного и общественного характера.
В России одним из первых марксистов-философов был Плеханов. Его теоретические труды по истории философии, социологии, эстетике („Очерки по истории материализма", „К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", „К вопросу о роли личности в истории", „История русской общественной мысли" и др.) оставили заметный след в эволюции диалектико-материалистического учения.
Значительный вклад в разработку проблем социальной философии, познания, практики, материалистической диалектики в духе марксизма внес Ленин („Материализм и эмпириокритицизм", „Философские тетради", „Исторические судьбы учения Карла Маркса", „Государство и революция" и др.). Противоречивость его суждений по ряду вопросов, ситуацийность оценок некоторых социальных явлений, избыточная резкость критики взглядов своих идейных противников сочетались с умением использовать диалектико-материалистический метод для решения конкретных экономических, политических и управленческих задач.
Уделив большое внимание проблемам социальной философии, что органически было связано с революционной ситуацией в России, Ленин, к сожалению, во многом воспринял более „поздний" этап развития марксистской теории. А именно в этот период приобрели определяющее значение такие понятия, как „диктатура пролетариата", „разрушение старого общества", „уничтожение частной собственности", „машина классового подавления", „революционное насилие" и др. Философия приобретала откровенно политизированный характер, с ярко выраженной ориентацией на насилие как „повивальную бабку истории".
Ленин и его сподвижники, используя революционную ситуацию, стремились провести в жизнь левокоммунистические установки, принципы радикализма и военного коммунизма. Если у Энгельса в позднее время появилось теоретическое положение об исключительности государственной собственности при социализме, то у Ленина - о капиталистической монополии как ближайшей предпосылке нового строя. Идеологизация и политизация философии, особенно ее социальной концепции, стали совершившимся фактом.
После смерти Ленина, которая существенным образом повлияла на всю обстановку в России, диалектико-материалистическая философия постепенно стала утрачивать свою цельность и методологическую значимость. Ее многочисленные представители были втянуты в дискуссию, которая способствовала их дифференциации на противостоящие друг другу группы: „механистов" и „диалектиков". Первую из них возглавляли Л. И. Аксельрод и К. А. Тимирязев, „диалектиков" -последователь Г. В. Плеханова А. М. Деборин. Дискуссия прежде всего касалась методологического статуса марксистской философии и ее отношения к естественным наукам. „Механисты" утверждали, что не может существовать обособленной сферы философствования. „Диалектики", напротив, склонялись к тому, что философия обладает самостоятельным статусом и имеет свое собственное содержание.
„Механисты", растворяя философские принципы в общих выводах естественных наук, по существу, отказывались от методологической основы анализа достижений естествознания „Диалектики", обращаясь к идеалистическому диалектическому методу Гегеля, также не могли дать правильного осмысления развития естественных наук на рубеже XIX-XX вв.
„Механисты" демонстрировали негативное отношение к теоретической физике XX в., особенно к теории относительности А. Эйнштейна. Один из лидеров этой школы К. А. Тимирязев обвинил всю физику и ее представителей в идеализме, поскольку они заменили наглядные модели абстрактно-математическими построениями. Математизация физики рассматривалась как чуждый ее природе процесс. К идеалистам, а следовательно, врагам марксизма, он причислял таких выдающихся ученых, как П. П. Лазарев, В. И. Вернадский, Л. С. Берг и др. В последующие годы с усилением авторитарной власти и идеологической ортодоксии ученые оказались в очень трудном положении.
„Диалектики" не занимали столь непримиримой позиции по отношению к естественным наукам, однако они также были далеки от плодотворного философского обобщения их результатов. Их основные усилия были направлены на то, чтобы осовременить гегелевскую диалектику.
Полемика, которая развернулась в 20-е гг. между „механистами" и „диалектиками", охватила и белорусских философов. На рубеже 20-30-х гг. развертывается движение за „диалектизацию" науки и философии. Центрами такого движения стали философские кафедры Белгосуниверситета, Коммунистического университета, Ипбелкульта (с 1929 г. - АН БССР). Здесь находились основные кадры обществоведов, среди которых следует выделить Б. Э. Быховского, С. Я. Вольфсона, Г. М. Выдру, В. М. Игнатовского, С. 3. Кацзнбогена, В. И. Пиче-ту, В. А. Сербента. В 1922 г. был выпущен первый в стране учебник С. Я. Вольфсона „Диалектический материализм", который переиздавался 7 раз.
В последующем многие участники философских дискуссий были репрессированы. Сталин и его окружение считали дискуссии непозволительными в условиях господства марксизма-ленинизма, установив политический и идеологический диктат.
В основе диктата имеется совокупность причин, объективных и субъективных факторов. Один из них - это канонизация марксизма, догматизация его принципов, монополизация „творческого развития" одним лицом, группой лиц или анонимным коллективным автором (компартия, ее пленумы, съезды). После узурпации власти Сталиным последний стал единственным и непогрешимым толкователем марксизма-ленинизма, его „корифеем". Все богатство содержания, по существу, было сведено к классовости и партийности, а диалектико-материалистическая философия приобрела уродливый, схематизированный вид. Сталин писал, что марксизм как наука может сохраниться, развиваться и обогащаться на основе нового опыта классовой борьбы пролетариата. Отсюда делался вывод о ее обострении в процессе строительства социализма со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Деление философии на материализм и идеализм в этот период приобрело гипертрофированный характер, а борьба против идеализма была возведена в ранг государственной политики во всех сферах общественной жизни, в том числе и в науке.
Возможностей для проявления самостоятельности философского мышления не существовало. Творческие дискуссии по актуальным философским и естественнонаучным проблемам были редкостью, а если и проводились, то различного рода абсурдные ярлыки типа „меньшевиствующий идеализм" и политические оценки стали основным методом подхода к инакомыслящим авторам и их научным работам.
Во время „организованного упрощения" культуры (по характеристике пролеткультовцев), в том числе и философии, наблюдается последовательное свертывание диалога между философами-марксистами и представителями других философских направлений. Так, в 1922г. стали применяться репрессивные меры по отношению к инакомыслящим, которые в последующем приобрели гигантские масштабы, охватив почти все слои населения. Из страны была выслана большая группа творческой и научной интеллигенции (161 человек), среди которых были такие философы, как Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, П. А. Сорокин и др. Начались гонения и на известных деятелей белорусской культуры, таких как Я. Ю. Лесик, С. М. Некрашевич, В. В. Ластовский, А. И. Цвикевич и др., в наследии которых имеется немало привлекательных идей, концепций, суждений. Во взглядах многих представителей русского религиозного идеализма того периода тоже содержались глубокие и плодотворные идеи, которые и в настоящее время не утратили своей актуальности.
Расправившись с идеализмом и его представителями, „культовая философия" стала безраздельно господствовать в обществе, которое шло по пути формирования тоталитарной системы, административно-командного метода. Официальные философы сталинского времени Б. Митин, П. Юдин, М. Каммари и другие стали главными интерпретаторами марксистской идеологии. С их помощью работы Сталина были возведены в ранг высшего образца творческого марксизма. Особенно это проявилось после выхода в 1938 г. очерка Сталина „О диалектическом и историческом материализме", который вошел в „Краткий курс истории ВКП(б)". В нем диалектика как метод излагалась в отрыве от материализма, все содержание философии было сведено к нескольким чертам, которые рассматривались в отрыве друг от друга.
Односторонность, примитивизм, раболепство стали доминирующими во всех последующих работах данного периода, посвященных развитию естественных и общественных наук. Все те, кто так или иначе противостоял официальной философии, стремился к самостоятельности суждений и выводов, были расстреляны или умерщвлены в ГУЛАГе (Н. А. Карев, И. К. Луппол, Я. Э. Стен, С. Ю. Сенковский, Г. Г. Шпет, П. А. Флоренский и многие другие). Массовые репрессии охватили многих представителей интеллигенции Белоруссии.
Как известно, философия, независимо от разнообразия школ и течений, не может развиваться без анализа и обобщения естественнонаучных и технических знаний. Отношение философии к естествознанию и технике в различные исторические периоды менялось. Оно характеризовалось доброжелательностью и враждебностью, творческим сотрудничеством и его полным отрицанием. В условиях культа личности отношения между философией и естествознанием отличаются чрезвычайной сложностью и противоречивостью, а иногда и враждебностью. Навязываемая догматизированная философская императивность вызывала протест со стороны многих естествоиспытателей, мешала проявлению свободы творчества, культивировала конформизм. Достаточно сослаться на судьбы генетики и кибернетики, физики и химии и т. д.
Все то новое, что не отвечало философским догматам сталинского образца, объявлялось псевдонаукой. В редакционной статье журнала „Естествознание и марксизм" (1930 г.) утверждалось, что „философия, естественные и математические науки так же партийные, как и науки экономические или исторические". При таком подходе к естествознанию, который противоречил диалектико-материалистической философии, оно оказалось полностью идеологизированным и политизированным.
По своему содержанию диалектико-материалистическая философия не содержит чего-либо негативного по отношению к естествознанию и технике, однако в условиях тоталитаризма, различного рода культов и культиков она превращалась в по-литизированное средство подчинения всей духовной жизни общества заранее установленным правилам, стереотипам и догмам. Получалось, что не философские принципы должны сообразовываться с происходящими изменениями во внешнем мире и соответственно менять свою форму и содержание, а все эти изменения подверстывались под якобы незыблемость принципов, раз и навсегда данных.
Диалектико-материалистическая философия, несмотря на сложные условия (начиная с 1917г. до настоящего времени), в основном сохранила свое методологическое значение, приобрела немало плодотворных идей в работах известных советских ученых; общественников и естественников, историков философии, этиков и эстетиков (П. Копнин, И. Фролов, М. Овсянников, П. Н. Дубинин, Б. Кедров и др.).
В Белоруссии за продолжительный период сформировался большой отряд философов-специалистов, которые разрабатывают современную теорию познания, различные аспекты диалектики, философские вопросы естествознания и техники, историю белорусской общественно-политической мысли, социологии и культуры.
Не обратить внимание на это обстоятельство нельзя. Это означало бы пренебрежение к развитию духовной национальной культуры, составной частью которой является философия. Никакой тоталитаризм не может полностью парализовать живую мысль; другое дело, что он препятствовал ей проявиться <во всем многообразии и полноте.
Купчин Н. С. Идеи материализма и диалектики в трудах естествоиспытателей Белоруссии. Мн., 1972; Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1973; Шалькевич В'. Ф. Философская мысль в Белоруссии. Мн., 1976; Майхрович А. С. Белорусские революционные демократы. Мн., 1977; Мохнач Н. Н. Общественно-политическая и эстетическая мысль Белоруссии начала XX в. Мн., 1985; и др.
Диалектико-материалистическую философию не следует рассматривать как истину в последней инстанции. Ее жизнеспособность, научный характер и теоретико-методологическая значимость во многом зависят от степени самообновления, от уровня самокритики, от способности к восприятию всего нового, что рождается в духовной жизни общества, практической деятельности людей, в современной научно-технической революции.
15. Понятие бытия и философии. Проблема единства мира.
Ввели Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель. Существует два подхода:
-
проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос)
-
в определение содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире – вечных, бестелесных идеях. Общее разграничение бытия и небытия.
Бытие — это фил. категория, кот. обозначает единство всего существующего (природа, общество, человек с его духовным миром).
Основные форма бытия:
-
Бытиё вещей включает в себя во-первых бытиё вещей, явлений, процессов «первой природы», и во-вторых бытиё произведённых человеком вещей «второй природы».
-
Бытиё человека включает в себя: 1) бытиё человека в мире вещей – это его существование как «вещи среди вещей», связанное общими для человека и вещей природы законами; 2) специфически человеческое бытиё – это жизнедеятельность человека во всей полноте её проявлений.
-
Бытиё духовного (идеального): 1) Бытиё индивидуализированного духовного – это проявление сознания индивидуального человека (чувства, мысли, переживания), а также различные формы бессознательного (механизмы неосознанного психического контроля за состоянием своего тела и духовным равновесием); 2) Бытиё объектированного духовного – формы материализации духовных образований (представление о мире, боге, истине, добре, справедливости и т.д.).
-
Бытиё социального: 1) Бытиё отдельного человека в обществе и истории – процессы социализации (вхождение в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в обществе, в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределённости его поведения и деятельности; 2) Бытиё общества – совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного механизма в единстве материально производственной и духовной сфер, движение сил и механизмов общественного исторического развития.
Материальное единство мира рассматривается в трёх аспектах: субстанциональном, атрибутивном, генетическом.
Для материи как субстанции характерно качественное разнообразие, что связанно со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия.
Атрибутивное единство проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойств) как движение, развитие, пространство, время, отражение. Материя является основой единства всех атрибутивных свойств.
Генетическое единство мира связывается со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие.
Сущность диалектико-материалистической концепции материального единства мира:
-
мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;
-
мир представляет собой единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;
-
мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется. Источником движения и развития являются внутренние противоречия;
-
развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы — неорганический мир, органический мир и общество;
-
материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики).
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.