logo
filosofia

10. Философские школы Древней Индии. Основные принципы традиционной медицины востока. Особенности древнеиндийской философии:

  1. синтетичность: индийская философия рассматривает любую проблему сразу со всех сторон практическая направленность: философские проблемы рассматривались, прежде всего, в целях самосовершенствования человека; этический подход; освобождение от страданий и подчинения закону кармы высшим благом и главной целью жизни человека и целью философии;

  2. пессимизм: все произведения древнеиндийской философии пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства;

  1. древнеиндийская гносеология изучает не внешние, видимые признаки предметов и явлений (это характерно для европейского типа познания), а процессы, происходящие в сознании человека при соприкосновении с миром предметов и явлений.

Инд.ф. сесно связано с мифилогическими текстами – ВЕД, Брахманов. Идеи

Типология направлений индийской философии.

В качестве критерия классификации этих школ целесообразно взять их отношение к Ведам как авторитету, источнику философской традиции. Выделяют:

  1. Ортодоксальные, учения ведического канона. Они принимают догмат о возможности жизни после смерти, о колесе сансары и об освобождении как высшей цели. Но главное: ортодоксальные школы признают авторитет Вед: веданта и миманса.

  2. Неортодоксальные школы отвергают авторитет Вед: буддизм, джайнизм и локаята.

  3. Школы, образованные на независимых основаниях, которые хотя и принимают догмат о возможности жизни после смерти, однако отвергают идею божественного творения мира: вайшешика, ньяя, йога, санкхья.

Буддизм – это специфическая религиозно-философская доктрина, оказавшая существенное влияние на развитие мировоззрения людей во всем южно-азиатском регионе. Она возникла как своеобразный синтез брахманистско-ведической традиции и древнеиндийской атомистики с четко выраженной этической направленностью. Такой подход берет начало у основоположника буддизма – Сиддхарты Гаутамы (563 – 483 до н.э).

Онтология. Все существующее – и материальное, и духовное – представляет собой единый поток – вихрь, который состоит из элементов. Эти элементы мгновенны, а потому и весь мир, состоящий из элементов, нельзя назвать истинно-реальным бытием. Каждый элемент имеет своего носителя – дхарму. Дхарма – это вечная и неизменная единичная субстанция духовного начала мира. Они-то и являются истинно-реальным бытием, миром сущности. А мир явлений, мир конкретных вещей, состоящих из элементов, представляет собой цепь мгновений, вспышек между «выходом» из дхармы и «уходом» в нее.

Буддизм жесткого детерминизма: все вещи и явления причинно обусловлены. В природе нет ничего постоянного и никакой качественной определенности. Есть только непрерывный процесс становления и уничтожения. Þ Не существует ни материальной, ни духовной субстанции – как целого. Нет никакой души, есть только поток сознания. Следовательно, нет и бога – как существа, стоящего над причиной. Þ Уникальность буддизма как религии – в отрицании бога.

Человек -неустойчивая совокупность материального тела, ума и сознания. Душа (Я) обозначает и объединяет эту совокупность. Когда она распадается, то человек перестает существовать. Но смерть не есть полное исчезновение, ибо сама жизнь понимается как цепь бесконечных перерождений, связанных причинной связью. Поэтому любые бедствия и невзгоды трактуются как возмездие за проступки, совершенные в каком-либо из предыдущих перерождений (инкарнаций).

Но главная идея буддизма лежит в сфере этики – это «средний путь» между двумя крайностями: путем удовольствия и путем аскетизма. Предложенный буддизмом «средний путь» – это путь знания, мудрости, разумного самоограничения, созерцания и самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать. Этот путь был сформулирован Буддой в его проповеди «О четырех благородных истинах»:

  1. земная жизнь полна страданий, которые охватывают все ее стороны и этапы;

  2. страдания имеют свои причины: жажду наживы, славы, удовольствий, в основе которых лежит само наличие желаний и привязанности к жизни;

  3. от страданий можно избавиться;

  4. существует путь, освобождающий от страданий, в основе которого отказ от земных желаний, что ведет к просветлению и нирване.

Локаята (чарвака). Основные положения локаяты:

1.Достоверный источник познания – только чувственное восприятие. Все другие источники познания ненадежны и часто вводят в заблуждение.

2. существует только материальный мир, мир вещей – «лока» только он воспринимается чувственно. Мир состоит из – воздух, огонь, вода и земля, воспринимаемых чувственно. Все остальное – это комбинация. Комбинация этих же материальные элементы порождают живое тело, обладающее сознанием. Жизнь и сознание – это производное сочетания 4-х элементов.

3.Ч целиком и полностью состоит из материи. Сознание человека – это качество живого тела и не может существовать вне тела. Когда человек умирает, от него не остается ничего, что могло бы страдать или наслаждаться. Следовательно, существование души человека после смерти бездоказательно.

Локаята отрицала бога, душу, рай и ад, вообще все потустороннее. Локаятики отрицали даже закон кармы как основу нравственной законосообразности существующего мира. Вместо него они предложили идею свабхавы. Свабхава – это индивидуальная природа каждой вещи, определяющая ее строение и судьбу. Локаята призывает к заботе о благополучии настоящего реального существования человека – здесь, на Земле, а не на небе. В понятиях добра и зла локаята видит иллюзию, созданную человеческим воображением. Реальны же только страдания и наслаждения чувственно-материального бытия  основной целью и смыслом жизни (разумного) человека должно быть наслаждение в земной жизни  гедонизм.

Йога – это философская школа, созданная на независимых от Вед. По существу йога конкретизирует традиционный для индийского мировоззрения путь освобождения через аскетическую практику и самосовершенствование человека.

Йога очень близко примыкает к школе санкхья, по существу у них общая онтология и теория познания (санкхья разработала 25 постулатов, которые йога безоговорочно признает). В решении основного вопроса философии система йога-санкхья выступает с позиций дуализма, признавая наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей – души и материи. Соединившись, эти два начала нарушили извечное равновесие и вызвали эволюцию мира. Имеется только одно принципиальное различие между школами йоги и санкхья: йога признает концепцию личного божества – Ишвары, однако этот бог в йоге не является Творцом материального мира, что существенно отличает от западного понимания бога. Йога призывает бога в качестве высшего объекта размышлений в ходе сосредоточения и самопознания. Бог здесь понимается как совершенное существо, вечное и свободное от всех недостатков.

Высшая цель и смысл жизни человека – освобождение. Оно может быть достигнуто лишь на основе непосредственного познания отличия Я от физического мира, включая наше тело и ум. Но это возможно лишь тогда, когда мы сможем подавить и ограничить функции тела, чувств и интеллекта, но вместе с тем обладать сознанием и опытом трансцендентного духа – пýруши. Лишь это убедило бы всех людей, что Я выше чувств, ума и тела, страданий и радостей. Я должно стоять выше всякой физической реальности. Это и есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастья.

Через систематическую тренировку тела и духа человек может прийти к освобождению.

Основные принципы традиционной медицины востока.

  1. Взаимосвязь и взаимообусловленность между явлениями природы.

  2. Человеческий организм есть сложная целостная система, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными. Лечить надо не отдельный орган а весь организм.

  3. В организме человека должна постоянно придерживаться целительная гармония, динамическое равновесие двух мировых начал – Инь и Ян.

  4. Магистральный путь лечения – через целенаправленные действия врача по стимулированию собственных внутренних сил организма пациента.

  5. Принцип уникальной индивидуальности каждого пациента и системности, комплексности лечебных воздействий.

  6. Признание психической энергии агентом всеобщей связи – энергетизм и принципиальный динамизм мировоззрения медиков древности.