Школа Сократа
Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона , ученика Сократа. В этой связи уместно соединить имена Сократа и Платона. Сначала о Сократе. Сократ во многом отличается от уже упомянутых философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. В этом отношении типичным для него является рассуждение о прекрасном.
Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей: и меч, и копье, и девушка, и горшок, и кобылица. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связать с одной из вещей. В таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл.
Раз общее может быть обнаружено не чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил основы почему-то многим ненавистного идеализма. Сократ как никто другой уловил, что существует родовое, общее. Ему трудно разобраться в том, существует ли это родовое, т. е. общее, присущее всем объектам данного класса, только в уме, или и за его пределами, но он уверен, во-первых, что оно каким-то образом существует, а во-вторых, что при объяснении мира событий, мира отдельного, надо начинать с родового. Современный образованный человек придерживается именно таких воззрений, во времена же Сократа это было большой новостью. Начиная именно с Сократа, человечество уверенно стало осваивать не только мир событий, но и мир родового, общего.
Сократ, однако, не останавливается на констатации значений идей, он стремится познать их субординацию. Он приходит к убеждению, что самая главная идея — это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости. Натурфилософ начинает с атомов, стихий. Сократ начинает с блага.
Сократ интуитивно убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, возвышая, между прочим, его над экономическим и политическим. Для Сократа нет ничего выше этического. Такое представление займет в
- Назначение философии
- Часть 1. История философии
- Глава 1.1 Античная философия
- Милетская школа философии
- Школа Сократа
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Глава 1.2 Средневековая философия
- Историческая справка
- Реализм и номинализм
- Основные идеи средневековой философии:
- Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
- Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Философия Джордано Бруно. Пантеизм
- Перечислим основные принципы философии эпохи Возрождения:
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
- Философия Бэкона
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- В заключение данной главы перечислим основные идеи философии XVII в., начала эпохи Нового времени:
- Глава 1.5 Философия XVIII в.
- Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер и Руссо
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Философия Гегеля
- От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
- Философия жизни
- Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму
- "Первый позитивизм" Конта
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия
- Историческая справка
- Философия славянофилов
- Русская философия в XX в.
- Часть 2. Систематический курс философии
- Глава 2.1 Метафилософия
- Метафизика. Основные вопросы философии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
- Философия о природе человека
- Рациональное познание. Мышление
- Что есть истина?
- Ценность. Философия как аксиология
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Философия языка
- Философия культуры. Что есть культура? Культура и цивилизация
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Глава 2.4 Философия общества и истории
- Пути понимания природы общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Глава 2.5 Философия природы
- Исторические формы отношения человека к природе
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки
- Что есть наука?
- Теоретический уровень исследования. Природа научных абстракций
- Наука в поисках истины
- Глава 2.7 Философия техники
- Происхождение и природа техники
- Техника и этика
- Глава 2.8 Стратегия будущего
- Человек во Вселенной
- Заключение Философия в современном мире
- Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии
- Именной указатель