logo
0315130_48ECD_otvety_dlya_sdachi_kandidatskogo_minimuma_po_filosofii_i_met / билеты по философии исп

12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.

Важную роль в преодолении идеализма Гегеля сыграл его ученик Л. Фейербах (1804- 1872)- философ-материалист, вы­ступивший против гегелевского объективного идеализма и официальной религии в главном своем произведении „Сущ­ность христианства". Материализм Фейербаха, как и диалекти­ка Гегеля, сыграл роль основных теоретических источников философии марксизма.

Мировоззрение Фейербаха формировалось сначала в русле гегелевской фи­лософии, и, несмотря на сокрушительную критику им в дальнейшем гегелевско­го идеализма, он высоко ценил роль Гегеля в своем духовном развитии.

Фейербах усмотрел логическую связь между идеализмом и религией, придя к заключению, что, как и религия, идеализм представляет собой извращенную форму сознания человека, „рациональную мистику". Однако Фейербах отбросил не только идеализм Гегеля. Он не сумел в должной мере оценить и использовать его диалектику, выплеснув, образно говоря, вместе с грязной водой и младенца.

Утверждая и обосновывая первичность конкретно-чувст­венного природного бытия, материи по отношению к сознанию, Фейербах рассматривал человека прежде всего как природно­го, созерцательно-пассивного индивида. Как и многие выдаю­щиеся его предшественники, он не видел, что сущность чело­века заключается в его общественных отношениях, поэтому для него осталась непонятной диалектика развития человека и общества. В качестве универсального средства разрешения социальных проблем современности Фейербах предлагал всеобщую любовь людей друг к другу. В этом заключался уто­пизм его взглядов.