9.Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм, неоплатонизм, стоицизм, скептицизм. Влияние античной философии на медицину и фармацию.
Эпоха эллинизма представлена философскими школами, возникшими на территории Греции и тех государств, которые возникли после завоеваний Александра Македонского. Они отразили новые условия жизни древнего грека – космополитизм, расчет только на собственные силы, ассимиляцию элементов восточной культуры, крушение расистских предрассудков о варварах.
ФИЛОСОФИЯ ЭПИКУРА (341-270 гг. до н.э.) состоит из трех частей логики, физики и этики. Логика – учение о критериях истины. Окружающий мир познаваем через ощущения. Они объективно и адекватно создают образы предметов (через их истечения). Отпечаток ощущений в памяти дает возможность предвосхищения. Истина удостоверяется также чувством наслаждения или страдания.
Физика должна представить мир в его последних основаниях. Реальность образована из тел и пустоты, она бесконечна. Тела бывают сложными и простыми, атомами. Атомы падают в пустоте, способны к произвольным отклонениям, различаются фигурой, весом, величиной, ничто не рождается из небытия, количество миров бесконечно. Боги есть, но они равнодушны к человеку. Душа человека – агрегат атомов.
Физика – основание этики, учения о целях человека, счастья и целях его достижения пространстве реальности есть место для счастья, оно основано на вытеснении страдания и беспокойства. Для счастья человек нуждается только в самом себе, для этого излишни боги, государство, знатность и т. д.
Сущность человека материальна. Он носит благо в своей природе, и это благо в наслаждении, удовольствии – естественных движениях. Удовольствие – это, прежде всего, отсутствие страдания, здоровье, занятие любимым делом. Разумное ограничение желаний – норма жизни, надо стремиться к атараксии – невозмутимости души. Политическая жизнь принципиально неестественна. Для достижения атараксии надо избавиться от страха перед богами, смертью, отказаться» от зла в пользу счастья.
Философия стоиков – своеобразная реакция на воззрения киников и Эпикура. Ее основатель – Зенон из Китиона (333 – 262 гг. до н.э.). Он отверг сведение мира и человека к атомам, а смысла жизни – к благам и удовольствию.
Философия Стои также имеет три части – логику, физику, этику. Логика - ее цель – разработка понятия истины, согласие чувства и разума – каталепсис. Такое согласие спонтанно. Истина исходит из бытия, и она материальна. Истину выражают понятия, универсалии, их создает мыслительная активность. Физика – учение о бытии. Бытие – это то, что страдает. Бытие и тело – одно и от же. Пассивное бытие – материя, активное – форма, разум, бог, Логос. Тела бесконечно делимы. Бог в себе содержит семена всех вещей. Он совпадает с космосом, который гармонизирован. Космос как целое совершенен. Все совершается по законам Разума. Миры возникают и разрушаются в творящем огне – логосе. Любая вещь сотворена по воле провидения, судьбы. Человек состоит из души и тела, душа телесна, состоит из восьми частей, они – фрагмент космической души. Этика – счастье в том, чтобы следовать природе. Мудрец подчиняется судьбе. Это значит – проявить свое разумное начало, жить, сохраняя бытие, жизнь. Моральное совершенство человека – это исполнение долга, действия, согласные с логосом и природой. Все люди, в том числе и рабы, способны достичь добродетели. Никто не является рабом от природы. Человеческие страсти – источник несчастья. Их надо избегать, воспитывая бесстрастие, бесстрашие. Мудрец суров и неумолим, непоколебим.
СКЕПТИЦИЗМ И ЭКЛЕКТИЦИЗМ. Наиболее известный представитель – Пиррон (360 - 275/270 гг. до н.э.). По мнению скептиков, можно быть счастливым и без знания истин и ценностей. Для этого надо иметь в виду следующее: 1) в мире господствует видимость, все вещи одинаковы, непостоянны, неразличимы; 2) ни к чему не питать доверия, жить без сомнений, ни о чем не судить; 3) лучше всего быть апатичным и невозмутимым.
НЕОПЛАТОНИЗМ – это учение Плотина (205-270 гг. н.э.), Мир – это Единое – первое и абсолютное начало, производящее само себя. Единое бесконечно, нематериально, продуктивная потенция. Оно невыразимо, возвышается над бытием и интеллектом. Единое – причина всех вещей, благо. Оно – творящая свобода. Есть два вида активности Единого: свободное творение себя и порождающая необходимость Духа. Дух происходит из Единого. Единое – потенция всех вещей, Дух – идеальный образ вещей, интеллигибельный космос, мир чистой красоты как сущностной формы. Из Духа проистекает Душа – активность и действие Духа. Душа – создательница физического космоса, начало движения, чистое движение. Душа имеет иерархическую структуру: а) Высшая душа, пребывающая до творения космоса в союзе духом; б) Всеобщая душа – творящая чистая сила, создающая космос; в) частные души – тела, организмы, звезды и т.п.
Душа, создавая материю, полагает ее как периферию света, материя – зеркало форм идей, логоса. Душа творит жизнь во времени, копирующую жизнь Духа, который бесконечен. Физический космос совершенен. Человек предсуществует в состоянии чистой души. Сошествие души в тело есть проявление потенций космоса, в теле душа забывает о своем происхождении. Ощущение и восприятие – познавательные акты души. Есть чувствующая душа и душа воспринимающая идеи. Высшая форма активности души – ее свобода, страстное желание блага. Судьба души – воссоединение с Единым.
Плотин выделяет следующие пути такого воссоединения: 1) путь добродетели, 2) эротика, 3) диалектика, 4) путь опрощения, 5) мистический экстаз – погружение в созерцание Единого, слияние с бесконечностью. Сознательное состояние возникает на основе особой техники.
- 1.Ф. И мировоззрение
- 2. Возникновение философии. Основной вопрос. Направления философской мысли.
- Причины возникновения философии:
- Основной вопрос философии
- 3.Структура и функции философского знания. Специфика философских проблем.
- 4.Взаимодействие философии с другими формами культуры. Наука и философия.
- Философия и медицина
- 5.Античная философия
- 6.Демокрит.Софисты.Сократ.
- 7.Философское учение Платона.
- 8.Философия Аристотеля.
- 9.Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм, неоплатонизм, стоицизм, скептицизм. Влияние античной философии на медицину и фармацию.
- 10. Философские школы Древней Индии. Основные принципы традиционной медицины востока. Особенности древнеиндийской философии:
- 11.Философские школы Древнего Китая. Основные принципы традиционной медицины востока.
- 12.Теоцентризм средневековой философии. Основные идеи Библейского послания. Специфика средневековой философии и перироды её развития.
- 13) Патристика и её основные представители
- 14) Схоластика и её основные представители.
- 15.Философия Возрождения. Сущность гуманистического подхода к проблеме человека. Влияние философских идей Возрождения на развитие медицины и фармации.
- 16. Зарождение нового естествознания в эпоху Возрождения. Неоплатонизм. Н. Кузанский, д. Бруно, Парацельс.
- 17. Социально-политические теории возрождения. Лютер. Макиавелли. Мор. Компанелла
- 18.Наукоцентризм философии нового времени. Научная революция.
- 19.Проблема метода в философии нового времени. Р.Декарт и ф.Бэкон
- 20.Философские системы Спинозы и Лейбница.
- 21. Философия просвещения и французский материализм 18т века, их влияние на науку,медицину и фармацию.
- 22.Английская эмпирическая философия: Гоббс,Локк,Беркли, Юм.
- 23. И.Кант- родоначальник немецкой классической философии.
- 24. «Наукоучение» г. Фихте и «Система трансцендентального идеализма» ф. Шеллинга
- 25. Философская система г. Гегеля
- 26. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 27. Диалектико-материалистическая философия (к. Маркс и ф. Энгельс)
- 28. Философия иррационализма XIX века: а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон, о. Шпенглер.
- 29. Феноменология.
- 30. Герменевтика.
- 31. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 32.Экзистенциализм.
- 33. Философия психоанализа, ее влияние на медицину и фармацию.
- 34 . Отличительные особенности русской философии. Русская среднеековая философия. Влияние религии на русскую философию.
- 35.Русское Возрождение, его основные представители
- 36. Русская философия первой половины XIX века. П.Я.Чаадаев, славянофилы и западники.
- 37. Русский космизм (н.Федоров, в.Вернадский, к.Циалковский)
- 38. Религиозно-философские искания л.Н.Толстого и ф.М.Достоевского.
- 39.Русская религиозная философия х1х – начала хх вв.:
- 40. Философские идеи русских врачей и естествоиспытателей.
- 41. Онтология о категории бытыя. Его основные формы и диалектика. Роль в становлении мировоззрения врача и фармацевта.
- 42. Картина мира. Отношение « Человек и мир» как философская проблема. Основные принципы понимания мироздания: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм
- 43. Материальная субстанция. Современная наука о сложной, системной организации материи. Основные уровни организации живой и неживой природы.
- 44. Понятие движения, его типы и формы. Движение и развитие.
- 45. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое и социальное пространство и время.
- 46. Философская концепция человека как основание наук о человеке. «Природа» и «сущность» человека.
- 47. Проблемы антропогенеза, основные факторы, подходы. Социальное и биологическое в человеке.
- 48. Исторические и социальные аспекты бытия человека. Проблема смысла человеческого существования.
- 49. Биологическое и социальное в человеке. Роль медицины и фармации в формировании научной картины человека.