logo
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.

Уже в самом начале творчестве деятельности Маркс осознавал как свое призвание защиту интересов "бедной, политически и социально обездоленной массы…". Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял многие установки немецкой классической философии, представление о роли философии в обществе. Философия призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу.

В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может осуществить свое призвание.

Маркс усмотрел в фейербаховском истолковании человека (гуманизм) и отношений между людьми философское изображение общества, которое сделали своим идеалом социалисты. Политико-экономический анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики и с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма. Таким образом, источники марксизма - наиболее передовая общественная мысль Европы. Маркс сознательно ориентируется на создание интернационального, всемирно-исторического учения. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или отчужденный труд. Экономическая история -ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеальный философский образ.

Таким образом, общее решение философской проблемы смысла жизни состоит в признании необходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении как предпосылки уничтожения существующих условий жизни и преобразования собственной человеческой природы.