logo
философия, ОТВЕТЫ

Вопрос 9. Основная проблематика философии, школы и направления в философии.

Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания, но это возможно тогда, когда она опирается на достижения частных наук. С другой стороны философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Основная проблема философии науки – проблема возникновения научного знания. → почти вся деятельность научного сообщества направлена на получение нового знанияТ.О., предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте (или это все философские проблемы, которые преломляются через рассмотрение того, что есть в науке).

При этом фил н на протяжении своего развития становилась все более и более историчной, то есть рассматривала производимые научные знания (и деятельность по их производству) в историческом развитии, в исторически изменяющихся социокультурных условиях. Т.О., фил н рассматривает научное познание как исторически изменяющиеся способы получения нового знания, выявляя общие закономерности развития познания на материалах истории конкретных наук и науки в целом.

Фил н отвечает на вопросы: что такое наука, чем отличается научное знание от ненаучных видов знания, в чем ценность науки, как устроено научное знание, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности, каковы закономерности развития науки, какова роль научных революций в этом развитии и тд. Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания.

Примеры:

- Антология ( часть философии)(изучает виды реальностей, их взаимосвязи). Отсюда вопросы:

?- какую реальность изучает та или иная наука (математика)?

- Эпистемология (теория научного познания) ? - научное познание - это низший, средний или высший уровень познания

? - проблема относительности научной истины. - Социальная философия

?- рассматривает науку не только как познание, но и как социальный институт; ? - роль науки в обществе, функции науки в обществе.

- Антропология (философия человека) ? - личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки.

- Этика (философские морали) ? - добро и зло в науке

- Эстетика ? - проблема красоты в мировоззрении

- Логика ? - логика научного познания, мышления

- Оксеология (ценностный аспект) ? - гуманность наук.

Ф. морали, Ф. права, Ф. образования, Ф. хозяйства и Ф. науки связаны.

Наука важная часть жизни и требует философского осмысления → появилась философия науки. Философия науки выявляет сущность науки, т.е. существенные признаки и отличия.

В направлениях философии - основным вопросом считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к сознанию (мышлению).

Материя и сознание (дух) — две противоположные характеристики бытия.

Бытийная сторона вопроса (так называемая онтологическая) звучит так: что первично – материя или сознание?

Познавательная же сторона вопроса (или гносеологическая) спрашивает: что первично в познании, и познаваем, или непознаваем окружающий мир?

Основные направления философии выделяются в зависимости от этих сторон вопроса – бытийной и познавательной – и называются материализмом и идеализмом. А также эмпиризм и рационализм.

Направления, выделяемые при рассмотрении бытийной стороны вопроса, включают в себя: объективный и субъективный идеализм, материализм и вульгарный материализм, дуализм и деизм.

К познавательной стороне относятся: гностицизм и агностицизм, эмпиризм и рационализм.

Бытийную сторону в философии представляют идеализм, материализм и дуализм.

Сторонники материализма считают, что первичной является материя. Они утверждают, что материя существует независимо от сознания и мыслящих созданий. Они также утверждают, что она для своего существования не нуждается ни в чем кроме себя, то есть материя – самостоятельная субстанция. Она развивается и существует по своим собственным законам.

Сознание – или дух – не является самостоятельной субстанцией. Сознание определяется бытием (материей).

Материализм традиционно опирается на точные науки – физику, химию, математику и другие – и может логически доказать многие положения сторонников материализма.

Особое направление в материализме – так называемый вульгарный материализм. Представители этого направления игнорируют сознание как реальную сущность, они отвергают также его возможность влиять на материю и слишком увлечены исследованиями свойств материи с точки зрения точных наук.

Основным направлением в философии материализм являлся во Франции восемнадцатого века, буржуазной Англии семнадцатого, а также во всех социалистических странах двадцатого века, включая и СССР.

Сторонник идеализма первичным в отношении материи и сознания считают сознание.

Здесь отмечают два отдельных направления – объективный и субъективный идеализм. Основатель объективного идеализма – Платон.

Итак, идеалисты утверждают, что – только идея существует реально, что

идея – первична, а вся окружающая нас действительность делится на мир вещей и мир идей. (Мир вещей – это материальный мир, не имеющий самостоятельного существования, он воплощает собой мир идей).

Они также утверждают, что мир идей существует отдельно от нашего сознания.

В отличие от объективного идеализма субъективный (основоположник – Юм) считает, что мир существует только в сознании индивидуума. Идея существует в сознании человека. Идеи всех материальных вещей также реально существуют только в разуме человека.

И также – ни материи, ни идей не существуют вне сознания человека.

Идеализм был распространен в древней Греции и в средние века, а сегодня – в США и странах Западной Европы.

Есть также «промежуточные» направления в философии – дуализм и деизм.

Дуализм говорит о том, что материальная и духовная – две реально существующие, противоположные, независимые друг от друга, и в это же самое время - взаимосвязанные между собой субстанции. В человеке одновременно соединены материя и сознание.

Сторонники дуализма также утверждают, что все в мире является производным либо от одной, либо от другой – например, любая вещь производная от материи, а идея – от духовной субстанции.

Они также говорят о том, что основного вопроса в философии вообще не существует, потому, что и материя и сознание всегда существуют и дополняют друг друга.

Что же касается деизма – то его сторонники признают наличие Творца, однако они считают, что он, создав мир, в его развитии больше не участвует. Материю они считают «одухотворенной» и не противопоставляют ее сознанию.

Познавательная сторона – направления эмпиризм и рационализм.

По утверждениям эмпиристов только опыт и ощущения лежат в основе познания: в наших мыслях всегда присутствует опыт прошлых переживаний.

Основная же идея рационализма в том, что знание непосредственно выводится из разума и никак не зависит от прошлого опыта. Они утверждают, что реально лишь сомнение, а сомнение – порождение разума, а также существуют аксиомы, не нуждающиеся в доказательствах. Основоположником рационализм был Декарт.

Особое направление – иррационализм, согласно которому мир не логичен, наполнен хаосом и никогда не сможет быть познан разумом.

Вопрос о первичности бытия и сознания до сих пор не решен, несмотря на возникшие и развившиеся такие различные направления философии. Считается, что вопрос этот остается неразрешенной философской проблемой.

Что касается школ – то их существовало великое множество, и они существенно различались своими учениями. Так, в Древней Греции школами назывались организации, связанные между собой и существующие на протяжении столетий. Цель их состояла не столько в обучении, сколько в совместном философствовании. Древнейшей материалистической школой в Греции была Милетская – ее первые представители появились в шестом веке до нашей эры.

Различные учения школ противоречили друг другу, и в результате развивался скептицизм. Скептические философы – отрицатели старых идей - получили название софистов. Против этого учения выступал Сократ со своей нравственной философией. Софисты же видели в Сократе своего соперника и врага.

Элейская школа – пятый-шестой век до нашей эры – послужила одним из главных источников идеализма Платона.

В период средневековья философскими школами являлись монашеские ордены (доминиканцы, францисканцы и другие) и некоторые известные монастыри.

В наше время школами называют определенные философские направления – например, кембриджская, венская и так далее – по названию учебных заведений.