logo
Методический комплекс новый

10.8. Особенности и ограничения современного научного эксперимента

К особенностям современного научного эксперимента относят: высокий уровень его материально-технического обеспечения, требую­щий, как правило, работы целого научного коллектива; использование мощ­ных технологий обработки данных (компьютерных методов, схем статисти­ческого анализа, использование приемов математического моделирования); взаимодействие подходов из различных областей науки для решения конк­ретных проблем (например, применение методов физики в биологических исследованиях).

Однако принцип активного вмешательства, лежащий в основе экспе­риментального метода, вызывает к жизни ряд проблем. Это проблемы этического и технического порядка, накладывающие на экспериментальный метод существенные ограничения. Так. важной темой сегодня является проблема замены экспериментальных вмешательств другими методиками (например, квазиэкспериментированием).

Далее, важной технической проблемой методологии современного экспе­римента является проблема воздействия экспериментальной установки на сам изучаемый объект и устранимые и неустранимые эффекты такого воз­действия. Здесь методология эксперимента тоже наталкивается на ряд специфических ограничений, связанных с особенностями изучаемых объектов. Типичной проблемой являет­ся создание артефактов в эмпирических исследованиях, значительно осложняющее решение исследовательских задач.

Методология современного эксперимента высокоразвитая, сложная, постоянно совершенствующаяся. Столкновение эксперимен­тального подхода с серьезными проблемами и ограничениями стимули­рует поиск новых методологических решений: помимо усложнения соб­ственно экспериментальных форм исследования, совершенствуются и такие подходы, как моделирование, наблюдение, а также комбиниро­ванные, синтетические подходы.

Контрольные вопросы

  1. Что такое эксперимент и какие цели исследования он решает ?

  2. Какова сущность экспериментального метода науки и его главные черты ?

  3. Какова структура эксперимента и роль переменных при его проведении ?

  4. В чём сущность идеального эксперимента и его основные свойства ?

  5. По каким основаниям классифицируют эксперимент и в чём их отличия ?

  6. Что такое многофакторный эксперимент и каковы его достоинства ?

  7. Каковы этапы экспериментального исследования ?

  8. Как связаны между собой эксперимент и теория ?

  9. Каковы особенности и ограничения современного научного эксперимента ?

.

Семинар 8 Моделирование – как эмпирический метод научного исследования

Моделирование в методологии научного исследования

Моделирование в истории науки. Показания к моделированию. Этапы и структура моделирования. Классификация моделей. Проблема сходства оригинала и модели. Логические аспекты этапа экстраполяции. Моделирование как познавательный процесс. Функции моделей в научном познании. Трудности современного моделирования.

Моделирование — один из важ­нейших общенаучных методов. Его особенностью является то, что здесь для изучения объекта используется опосредующее звено — в некотором смысле «представитель» исходного объекта, или объект-заместитель. Исход­ный объект исследования при моделировании называется оригиналом (прототипом), а объект-заместитель —моделью. В отечественной философско-методологической литературе наиболее четкое, ставшее общепринятым определение предложил В.А. Штофф: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

В этом определении зафиксированы сущностные черты метода моде­лирования:

  1. наличие объекта-посредника, замещающего оригинал;

  2. объект-посредник должен находиться с оригиналом в отношении отображения, т.е. существенного сходства;

  3. изучение объекта-посредника должно быть эвристически плодотворно: оно должно приносить новую информацию об исходном объекте.