15.Возникновение, развитие и основные проблемы философии марксизма.
Предпосылки: овеществление труда. Социально - экономические изменения. С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабочих, хотя разница между бедными и богатыми росла. С 1850 г. бедные перестали становиться ещё беднее, закончилось абсолютное обнищание рабочего класса. Развитие научного знания: если социальная форма изменяется и человек - продукт природы, то должна изменяться и природа. 1838 г. - клеточная теория строения живого. Наука становится систематизированной. В основе всего живого - клетка. Живой мир единый, а не расколот на животный и растительный. Принцип движения от простого к сложному Дарвин объяснил естественными причинами. Животный мир, движущийся от простого к сложному (также социальный мир). 1840 г. Джоуль - закон сохранения энергии (энергия не исчезает и не возникает). Философский смысл: энергия - количественная мера движения, которое обладает единством. Наследие Фейербаха и Гегеля (было переработано). Основа философии Маркса - положение рабочего класса. Философия Маркса принимает научные основы (сознание диалектического материализма). Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменить его. Сущность МПИ заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи. Аргументы: 1) Люди мыслят и чувствуют одинаково, так как примерно одинаково их материальное положение. 2) Объективные законы, по которым функционирует общество, присущи обществу. Находясь вне сознания людей, законы находятся внутри общества (против Гегеля). Цели людей не совпадают с результатами, так как результаты имеют другие причины, не связанные с целями. 3) Индивиды, чтобы жить должны обладать определёнными предметами. Человек должен создавать более сложные материальные предметы, чем те, которые даёт природа, то есть человек должен трудиться. 4) Любое поколение людей пускают в ход те средства труда, которые были в прошлом. Человек неволен в выборе средств и орудий труда. Производительные силы первичны по отношению к производительным отношениям (так как новое должно быть сначала произведено, а потом уже вступать в производственные отношения). 5) Человек в процессе труда вступает в отношения с другими людьми, эти отношения носят объективный характер (складываются в процессе производства, обмена, распределения, потребления). 6) Тождество общественного бытия и общественного сознания (Богданов). Человек, как общественное существо вступает в определённые отношения с другими людьми сознательно (единственное отличие человека от животных). У Маркса общественное бытие не тождественно общественному сознанию => материальный характер общественных отношений, который складывается в жизни общества. Материальный труд является основой появления частной собственности. Без решения проблемы первичности невозможно решить ОВФ. Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи). Природа отражает естествознание. Сущность общественного бытия - непрерывное порождение индивидами себя из самой природы путём преобразования, изменения сознания индивидов.
- 4.Основной вопрос философии, его мировоззренческое и методологическое значение.
- 13. Немецкая классическая философия: г.В.Ф. Гегель.
- 24. Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.
- 28.Законы диалектики.
- 40. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.
- 42. Сущность и проявления социального детерминизма. Необходимость и свобода, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.
- 44. Сущность культуры, закономерности ее развития и функционирования.
- 50. Кризис современной цивилизации. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации.
- 1.Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.
- 2.Философия и мировоззрение.
- 3.Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.
- 5.Древнегреческая философия. Натурфилософия.
- 7.Философия Средневековья: патристика, схоластика, номинализм, реализм.
- Философия эпохи Возрождения: персоналии, базисные категории, важнейшие идеи.
- 9.Философия Нового времени: эмпиризм (ф. Бэкон, т. Гоббс, Дж. Локк).
- 10.Философия Нового времени: рационализм (р. Декарт).
- 11.Философия Нового времени: субъективный идеализм (д. Беркли, д. Юм).
- 12.Немецкая классическая философия: и. Кант.
- 15.Возникновение, развитие и основные проблемы философии марксизма.
- 20.Славянофильство и западничество в русской философии.
- 21.Русская религиозная философия.
- 23.Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.
- 26.Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.
- 31.Познание, знание. Субъект, объект, результат познания. Знание и вера.
- 33.Истина как процесс, ее аспекты и формы. Критерий истины.
- 34.Научное знание, его особенности и структура. Основные формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория.
- 36.Философский анализ сущности человека. Биологическое и социальное в человеке.
- 37.Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и условия ее формирования. Структура личности.
- 45.!!!!Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.
- 46.Материальная и духовная культура.
- 47.Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.
- 49.Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.
- 19.Особенности русской философии.
- 18.Современная западная философия: религиозная философия (неотомизм, тейярдизм).
- 35.Научный метод и методология. Классификация методов. Общенаучная методология.
- 24.Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.