21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
В любой момент существования общество нуждается в синхронном общении как средстве согласования деятельности индивидов и в общении диахронном как средстве передачи наличной суммы информации от поколения к поколению. Оба этих общения предполагают знак и используют язык как основную, всегда сопутствующую социальности, знаковую реальность.
Язык – это знаковая реальность, система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык является специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением.
Биологической предпосылкой человеческого языка явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации высших животных, и прежде всего антропоидных обезьян. Физиологической базой явилась вторая сигнальная система присущая только человеку.
Понять знаковую природу языка можно лишь понимая, что социальность (отношение людей по поводу вещей и отношение людей по поводу людей) не ассимилируется генами. Люди вынуждены использовать иные, внебиологические средства воспроизведения социальности в смене поколений. Знак и есть эта своеобразная сущность внебиологического социального кодирования. Он обеспечивает трансляцию всего того, что необходимо обществу, но не может быть передан по биокоду.
Язык явление общественное. В нём задаются и отражаются требования коллективности. Язык выступает в качестве необходимого связующего звена между практикой и сознанием. Пользование языком основано на существовании ассоциативной связи между звуковым комплексом, речедвигательным аппаратом и зрительными, осязательными, обонятельными и другими восприятиями, соответствующими воспринимаемому объекту. В языке находят отражения различия в условиях человеческой жизнедеятельности.
Взаимосвязь языка и мышления признаётся самыми различными лингвистическими и философскими направлениями.
Тот факт, что мышление манифестируется посредством многочисленных языков, существенно отличающихся друг от друга, послужил основанием для теорий согласно которым язык является определяющим по отношению к мышлению. Если мы согласимся с Гумбольдтом и признаем, что язык определяет и формирует мышление, то, коль скоро языки разных народов различны, невозможен единый строй мышления. Следовательно, отрицается общечеловеческий характер мышления, т.е. отрицается общий для всех живущих на Земле универсально-понятийный логический строй мышления.
В живом процессе общения имеются всеобщие для сознания моменты – передаётся значимая информация, нормы и идеалы, выражается оценка, содержится обращение.
Язык и мышление, образуя диалектически противоречивое единство, обуславливают друг друга. Это порождает известную формулу: «как нет языка без мышления, так не бывает и мышления без языка». Однако сводить процесс мышления только к вербальному и разделять убеждение, что мысли человека могут существовать только в форме отдельных слов и выражений, не правильно. Вербалисты – сторонники существования мышления только на базе языка, связывают мысль с её звуковым комплексом.
Исследователи выделяют неверблизлванное, визуальное мышление и показывают, что мышление без слов также возможно, как и мышление на базе слов: «великий болтун был бы великим мыслителем».
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.