logo
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.

Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и история, познания. В философии истории 20 в. глобальные проблемы всемирной истории и современной цивилизации часто трактуются в духе иррационализма и пессимизма.

Сорокин Питирим Александрович. Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина - идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, "чистых культурных систем", носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть циклическая флуктуация типов культур, каждый из которых - специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный - в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический - здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система "истин" воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис современной "чувственной" культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной "идеалистической" культуры. Сорокин - один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности, и социальной стратификации.

Шпенглер Освальд. Культура трактуется им как "организм", который, во-первых, обладает жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему "организмов". Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Шпенглер насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византинско-арабская), "фаустовская" (западноевропейская) и культура майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному "организму", по Шпенглеру, заранее отмерен определённый (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры есть, с одной стороны, эквивалент шпенглеровских понятий мёртвой "протяжённости", бездушного "интеллекта", а с другой - стоит в контексте восходящих к Ницше концепций "массового общества". Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических "деяний" к механической "работе"; для греко-римской культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для западного мира - в 19 в., с которого начинается его "закат". С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество делается якобы ненужным; поэтому Шпенглер предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.

Ясперс Карл. Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или "бытие-в-мире"; 2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеч. самость; 3) трансценденция как "объемлющее" - непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом "бытие-в-мире" есть "ориентация-в-мире"; мышление перед лицом экзистенции - "высветление экзистенции"; мышление перед лицом трансценденции - "метафизика", выражающая свой невыразимый предмет при посредстве "шифров". Согласно Ясперсу, соотнесённость экзистенций осуществляется в акте "коммуникации", т. е. глубоко интимного и личностного общения в "истине". "Коммуникация" - центр, понятие миропонимания Ясперса - возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Ясперса прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к "дискуссии", принимающая облик фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с политической позицией индивидуалистического либерализма. Смысл философии, по Ясперсу, в создании путей общечеловеческих "коммуникаций" между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями "осевого времени" (8-3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии. "Осевое время", как полагает Ясперс, создало для всех времён общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада.