2. Гобалистики
Современная философия техники рассматривает развитие техническое познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность. Современная философия техники показала, что сама техническая рациональность исторически развивается и что доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые техника вносит свой специфический вклад. Философия техники не нужна ремесленнику, не нужна при решении типовых и традиционных задач, но подлинная творческая работа, как правило, выводит на проблемы философии и методологии. Именно этим задачам и служит философия техники.
С 70-х годов XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем. Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания все же ставит человека, его настоящее и будущее.
Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли deus ex machina — внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными.
Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является количественный — геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее регион в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств.
В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках: во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности; во-вторых, они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации; в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты; в-четвертых, нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям
Раздаточный материал по дисциплине: Философия
Философия возникла в VII – V вв. до н. э. в Индии, Китае, Греции, почти одновременно в разных цивилизациях и на том уровне развития общества, когда начинается разделение умственного и физического труда. В этот период завершается переход от родоплеменного к рабовладельческому строю, а в интеллектуальной жизни общества происходит процесс перехода от мифа к логосу. К этому времени уже были накоплены позитивные знания и в обществе появляется потребность в их систематизации и обобщении, рациональном объяснении.
На первых порах философия выступает как наука наук и вбирает в себя все знания о мире, накопленные людьми. Она развивается как натурфилософия (философия природы). По мере становления философского знания структура «матери всех наук» усложняется, появляются новые разделы. Это – онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); методология (учение о методах познания); философская антропология (учение о человеке); этика; эстетика, а также учение об обществе и государстве. Иными словами, философия исторична, она развивается, расширяется и углубляется предмет ее исследования и методы познания, усложняются функции, назначение. Основными функциями философии являются онтологическая, мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая.
Природа человека такова, что помимо конкретных позитивных знаний о мире, он стремится познать суть явлений, получить целостное представление о мире и о своем месте в нем. Ни одна наука, кроме философии не ставит и не дает ответы на вечные вопросы – что есть истина, вечен или конечен мир, каково предназначение человека, что есть жизнь и смерть, добро и зло. Для ответов на них, узкоспециальных знаний недостаточно. Человек, воспринимающий действительность только через призму своей специальности, рискует оказаться в ситуации, когда потерян смысл существования, «порвалась связь времен» (Гамлет). Философия призвана помочь человеку найти его место в этом мире. И не случайно именно в наше «время перемен» вновь возрастает интерес к ней.
Уже на заре человечества люди испытывали потребность в знании о всеобщем. Смыслосодержащие, мировоззренческие вопросы поднимались мифологией, религией и решались на их уровне.
С момента своего возникновения философия стремилась дать обобщенное и систематизированное представление о мире. Объясняя, что собой являет этот мир, философия опиралась на способность человека рационально мыслить – на разум. Мудрость расценивалась как высший уровень осмысления, как стремление постичь истину.
Любовь к мудрости предполагала и размышления о природе и сущности человека, его предназначении, о разумном общественном устройстве. Стремление к истине осознается как самосовершенствование, самопознание человека, и как поиск правильного образа жизни, и как соотнесение с ним общественно-политического устройства, и преобразование окружающей среды. Это, в свою очередь, предполагает обращение к культуре, науке и духовному опыту, чтобы лучше понять себя, свое отношение к людям и миру. Об этой чисто человеческой потребности «хочу все знать» Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Философия призвана объединить высшие цели человеческого разума с нравственными ценностями.
Рациональное знание и нравственная позиция человека к происходящим вокруг событиям формируют у него систему наиболее общих взглядов на мир, отношение человека к этому миру, на роль и место в нем, то есть мировоззрение. В отличие от житейского (обыденного), мифологического и религиозного, философское мировоззрение направлено на познание человека и мира в их соотнесенности, взаимосвязи и взаимодействии.
Мировоззрение – это совокупность чувств и разума, ценностная система отношения человека к миру. Мировоззрение может быть донаучным, ненаучным, научным, пассивно-созерцательным или активным. Различают три исторических типа мировоззрения – мифологическое, религиозное, философское.
Мифологическое мировоззрение (миф – предание, сказание) в эмоционально-образной форме представления людей о сотворении мира из хаоса, происхождении человека и стадиях его жизни, героях, духах, богах. Религиозное мировоззрение (религия – благочестие, святость) выражает веру в существование сверхъестественных сил, определяющих жизнь человека. Философское мировоззрение отображает рациональное представление о мире и месте человека в нем. Такой тип мировоззрения обусловлен тем, что философия синтезирует, обобщает и систематизирует знания, добытые другими науками, и в то же время дает оценку всего сущего, ориентируясь на шкалу общечеловеческих ценностей, идеи гуманизма. Она выстраивает шкалу гуманистических ценностей, помогая человеку стать человеком.
Структура мировоззрения включает мироощущение, миропонимание, систему ценностей, идеалы – мечту и представления о совершенном устройстве общества, жизни. Основой любого мировоззрения является убеждение – твердая, устоявшаяся система взглядов, т.е. знания, помноженные на уверенность в правоте.
Постепенно от философии отпочковываются другие – естественные и общественные науки. Она продолжает развиваться, опираясь на знания, добытые другими науками. От других наук ее отличает более высокая степень обобщенности. Она не занимается частными, сиюминутными проблемами прикладного характера. И не ограничивается систематизацией и обобщением готового знания, а стремится выйти за пределы наличного знания – в сферу неопытного знания, в область общих смысложизненных проблем, изучением которых не занимаются конкретные науки. И поэтому понятия, принципы, ею разрабатываемые, относятся ко всем сферам жизни. Она не только дает ответы на мировоззренческие вопросы – такие, к примеру – что есть добро и зло; какова природа знания; бесконечен или конечен мир, – и не только дает знание о мире в целом, но и устанавливает причинно-следственные связи, разрабатывает и обосновывает методы познания и преобразования мира. Поэтому любая философская система, учение, имеет две стороны – теорию и метод.
Содержание философских вопросов таково, что на них нельзя получить ответы на основе эмпирических данных. Предназначение философии как науки о всеобщем заключается в том, чтобы помочь человеку понять себя, обустроить свою жизнь, и жизнь своих близких. Это возможно путем построения рациональных, социальных, политических, нравственных, культурных моделей мира на основе конструирования новых систем понятий, образов, символов, метафор, методов, познания и преобразования действительности.
Система мир - человек, являющаяся предметом философии, постоянно изменяется, развивается, усложняются условия существования, средства и цели познания и преобразования действительности. И это требует более совершенной организации знаний, познавательного процесса и действий людей. Вместе с этим меняются, углубляются, расширяются и философские знания.
Новый виток философствования направлен на поиск ответов на вопросы, которые выдвинуты жизнью на современном этапе исторического развития мирового сообщества и формирование нравственных ценностей, программ деятельности людей, отвечающих требованиям времени. Постоянно происходит перемещение смысла человеческого существования к проблеме возможного, то есть, какие из насущных проблем, стоящих перед человечеством, оно может и должно решить. Опираясь на культурный опыт прошлого, достижения современной науки, философия помогает осмыслить эти проблемы в их культурно-историческом многообразии.
Для современной философии характерны попытки преднамеренного выбора инструмента философствования. Здесь существенна сознательно культивируемая прозрачность границы между искусством и философией.
Средства и методы философствования направлены на освоение мира, превращение его из внешнего, внекультурного в содержание культуры, сознания и деятельности субъекта во всеобщей форме. Однако философствование как всеобщая форма, способ освоения мира реализуется, конкретизируется в формировании смысла лишь в процессе деятельности субъекта. В ходе такого освоения сконцентрированного в культуре накопленного опыта человечества человек его осмысливает, интерпретирует. Обычно в традиционном обществе организация проблемы складывались стихийно, как внутренний аспект развивающейся культуры, которая оказывается необходимой для принятия новых решений. По мере усиления динамизма в развитии общества начинает приходить осознание необходимости в совершенствовании организации проблемы и соответственно философствования. Формулирование проблемы становится существенным компонентом ее разрешения. Суть феномена проблемности раскрывается на данном этапе в способности человека организовать знание и культуру таким образом, чтобы получить новые знания и смыслы.
Именно через философствование все более осознается возрастающая важность для человека, общества акта принятия решения, осмысления проблемы. Такой рост значимости способности принимать решения, формировать новые смыслы означает, что с определенного уровня сложности решение все в большей степени зависит от глубины и масштабов философского осмысления и от масштабов вовлечения в него общества. Потому движение от философской рефлексии к схематизму проблем, механизму принятия решения, смыслообразования раскрывает методологическую и практическую сторону философии.
Процесс познания структурирован и обусловлен сложившейся культурой, а потому познание есть, прежде всего, интерпретация, экстраполяция. Это понимание проблемы неизбежно усложняется в результате развития науки и культуры. Потому различение знания и незнания все более усложняется. История свидетельствует о том, что мы не знаем общества, в котором живем. Зачастую оказывается, что люди не знают самого смысла незнания, того, что надо знать. Незнание, чтобы стать знанием, должно быть осмысленно. Следовательно, предмет незнания должен стать предметом знания. Предпосылкой дальнейшего познания должно стать его определенная организация в виде проблемы. Конкретизация незнания происходит путем экстраполяции накопленного знания на решение проблемы посредством интерпретации. Причем проблема выходит за пределы философии в область других социогуманитарных наук.
Обращение к ним, в частности, к культурологии показывает, что знания в различных культурах, субкультурах формируются различным образом. Философия должна учитывать культурное разнообразие схематизма проблем. Погружение философствования в культурологический материал есть свидетельство нового этапа философствования.
Открытие культурной реальности порождает проблему взаимопроникновения субъектов, носителей различных культур, субкультур. Этот новый этап в развитии философствования означает, что на познание, формулирование проблем оказывает влияние культурный, межкультурный процесс. Освоение культуры через интерпретацию, формирование новых смыслов, решений позволяет человеку конкретизировать ее для своих условий, средств и целей как свою программу жизнедеятельности. Философия помогает обществу формулировать и решать проблемы.
Центр философствования все больше смещается от рассмотрения как функции внешних сил к более глубокому представлению о человеке, его культуры и отношений, как результату его собственных действий, его способности эти действия критически изменить, повышать эффективность своей деятельности. При такой интерпретации субъекта больше внимания начинает уделяться способности человека принимать решения, формировать смыслы, развивать схематизм решения проблем.
Развитие представлений, развитие схематизма проблемности служили в истории наук об обществе основой для познания, объяснения общественных процессов. В случае господства представлений об обществе как внечеловеческой реальности, некоей внешней для человека, то оно выступает в качестве необходимости, к которой человек должен адаптироваться. Такой подход предполагает, что общество есть самодостаточная реальность и изначально враждебно человеку. Однако постепенно возрастает осознание личностного начала, что подрывает представление об исходной гармонии общества.
Функция философствования заключается в том, чтобы адекватно сформулировать вопросы на каждом этапе развития общества, человечества. Философствование указывает на диалогическую организационную основу общества, на организационные формы демократии, превращающие все важные решения в обществе в деятельность демократических институтов, развитие общества как развитие этих институтов как форм диалога.
Интерпретация имеет фундаментальный характер и присутствует на всех уровнях познавательной деятельности. При использовании интерпретации приходится сталкиваться с такими эпистемологическими вопросами, как объективность, обоснование, принципы, правила, критерии. Возникают также вопросы автора и текста, гипотетичности, вероятностного характера знаний, возможности оценки интерпретированного знания с позиций истинности. Эти проблемы интерпретации имеют свою специфику в философии.
Одним из первых на своеобразие интерпретации в философии обратил внимание Ф.Ницше в своей работе «К генеалогии морали». В ней он показал, что человек конструирует, измеряет, оценивает мир. При этом интерпретация мира происходит по определенной, независящей от него схеме, а ценность мира задается интерпретацией. Объяснить это можно тем, что имеет место расхождение между тем, что мир есть нечто изменчивое, становящееся и жесткими схемами, логикой. Это связано с тем, что новые смыслы, способы интерпретации определяются не только схемами действительности, которыми оперируют мыслители, но и открытостью самой действительности для многочисленных интерпретаций. Эта идея из книги Ф.Ницше «Воля к власти» получает развитие в т.н. онтологическом «повороте» М.Хайдеггера - интерпретация рассматривается им на экзистенциальном уровне. Интерпретация экзистенциально основывается на понимании, определяемом как способ бытия, здесь – бытие. Специфика философской интерпретации проявляется в том, что она выступает как интерпретация интерпретации философских текстов. Тексты в таком случае являются не просто знаковыми структурами, инструментами общения и передачи информации, а оказываются формами представленности человеческого языка, как проявления самого бытия.
Х.Гадамер рассматривает бытие как язык в широком смысле этого слова. Потому в герменевтике отношение к сущему принимает форму универсальной интерпретации. Из этого следует, что потребность интерпретации языковых и символических систем, текстов обусловлена их незавершенностью, многозначительностью, существованием неявных идей скрытых довербальных и дорефлексивных явлений. Их последующее объяснение и истолкование этих моментов изменяет понимание смыслов и значений. Иными словами, на интерпретацию оказывает влияние историческое мышление и позиция исследователя.
- Тема 5 Средневековая арабо-мусульманская философия
- 1. Неопозитивизм
- 2. Философский иррационализм
- 3. Экзистенциализм.
- 1.Оонтология.
- 2. Философская антропология.
- 1. Философия политики.
- 1. Специфика культуры.
- 2. Философия образования.
- 1. Эпистемология
- 2. Теории диалектики
- 15. Философия техники и глобалистики
- 1. Философия техники
- 2. Гобалистики
- Тема 2. Философия Древнего Востока
- Тема 3. Античная философия
- Тема 3. Средневековая европейская философия
- Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия
- Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
- Философия Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера.
- Тема 7. Западноевропейская философия конца XVIII-xiх вв.
- Конец XIX и хх в. – эпоха неклассической философии. Главные особенности:
- 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков русская философия
- 9 .1 Русская философия XIX века: славянофильство и западничество;
- 9.2 Русская религиозная и марксистская философия
- 9.3 Философские взгляды, антропоцентризм и гуманизм классиков казахского Просвещения XIX (ч. Валиханов, и. Алтынсарин, Абай).
- 9.4 Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины хх веков
- 10 Западная философия XX - начала XIX веков
- 10.1 Традиции и инновации позитивизма
- 10.2 Психоаналитическая философия
- 10.3 Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии
- 10.4 Философская герменевтика, постмодернизм, поструктурализм
- 11 Философия бытия и антропологии
- 11.1 Онтология как учение о бытии
- 11.2 Связь онтологии с антропологией
- 12 Философия политики и истории
- 12.1 Предмет философии политики
- 12.2 Философия истории
- 13 Философия культуры и образования
- 13.1 Возникновение и развитие философии культуры
- 13.2 Предмет философии образования
- 13.3 Философия любви
- 14 Проблемы теории диалектики и эпистемологии
- 14.1 Основные категории диалектики
- 14.2 Эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру
- Тема 15 Философия техники и глобалистики
- 15.1 Техника как объект философского исследования
- 15.2 Философия глобальных проблем
- Сегизбаев о.А. История казахской философии и социально-политической мысли (От архаичных представлений древних до учений развитых форм х1х – первой половины хх века.). Алматы. 2005.